Формирование лексических умений младших школьников при работе с синонимами имен прилагательных

Новое о образовании » Формирование лексических умений младших школьников при работе с синонимами имен прилагательных

Владение родным языком невозможно без усвоения его изобразительных средств. Хорошо развитая речь для каждого школьника важнейшее средство познания, развития, самовоспитания. Особую меткость и выразительность нашей речи придают вовремя и к месту употребляемых слова-синонимы. Знакомство с ними в начальной школе способствует развитию лингвистического мышления младших школьников, обогащению их словарного запаса, повышению речевой культуры. Все это в целом обусловило выбор темя исследования.

Актуальность проблемы. Определяется социальной значимостью и практической необходимостью разработки модели обучения, способствующий формированию умения вычленять и использовать синонимы в устной и письменной речи.

Объектом исследования является совместная деятельность учителя и учащихся в процессе формирования знаний и навыков на уроках русского языка.

Предметом исследования является методические модели и методические условия, формирующие умение выделять синонимы и находить синонимические ряды, что является необходимым условием обогащения словарного запаса младших школьников, а также развития их познавательного интереса и в целом учебной мотивации.

Основной целью исследования является построение теоретически и экспериментально обоснованной методической модели обучения, обеспечивающей формирования основных лексических умений в работе с синонима имен прилагательных.

В качестве рабочей гипотезы выдвигаются положения о том, что систематическая работа над синонимами имен прилагательных с использованием различных упражнений и заданий творческого характера способствует развитию речи младших школьников.

В разработке гипотезы мы исходили из того факта, что умение дифференцировать в потоке речи синонимы имен прилагательных является важнейшим компонентом в активизации речевой деятельности, обогащения словарного запаса младших школьников, развитии познавательного интереса и учебной мотивации.

Гипотеза содержит предположение о том, что формирование основного умения в работе с устойчивыми сочетаниями зависит от следующих условий:

- от четкого понимания значения синонимов имен прилагательных;

- от использования различных приемов при обучении школьников навыку, семантизации синонимических рядов имен прилагательных;

- от применения социально разработанной системы упражнений, направленной на совершенствование у учащихся навыков соотношения слов и равнозначных им синонимических рядов имен прилагательных;

- от сочетания работы по формированию умения пользоваться синонимами имен прилагательных в речи;

- от поэтапности умственных действий в работе с синонимами имен прилагательных.

Для достижения данной цели и проверки гипотезы решаются следующие задачи:

- дать лингвистическую характеристику по теме исследования;

- уточнить роль и место работы над синонимами имен прилагательных в структуре обучения русского языка в начальной школе;

- выявить методические условия коммуникативных умений младших школьников при изучении синонимов имен прилагательных;

- определить уровень знаний, умений и навыков учащихся в работе с синонимами имен прилагательных;

- установить этапы работы над формированием основного умения в работе с синонимическими рядами и синонимами имен прилагательных;

- описать содержание и объем теоретических сведений по формированию основного умения у младших школьников в работе;

- разработать систему заданий и упражнений работы над синонимами имен прилагательных;

- экспериментально проверить эффективность модели формирования основного коммуникативного умения при изучении синонимов имен прилагательных.

Базой для проведения исследования послужила начальная школа № 39 хут. Трудобеликовского Красноармейского района Краснодарского края, 4 «А» класс.

Методологической основой исследования является положение о ведущей роли объекта обучения в определении методов обучения.

В процессе исследования были использованы следующие методы:

1. теоретический анализ лингвометодической и психолого-педагогической литературы;

2. наблюдение за деятельностью учителя и учащихся в учебном процессе;

3. экспериментальный метод;

4. статистический метод (количественная обработка результатов экспериментального исследования).

Практическая новизна нашего исследования заключена в том, что нами была предпринята попытка разработать модель обучения (систему заданий упражнений и игр), направленных на развитие у учащихся навыков правильного и умственного употребления синонимов имен прилагательных, на совершенствование у школьников умения работать с синонимами имен прилагательных. В связи с этим в нашем исследовании уточнена роль и место работы над синонимами имен прилагательных в структуре обучения русского языка в начальной школе; выявлены методические условия, способные развитию речи учащихся; разработана система учебных заданий, упражнений по изучению синонимов имен прилагательных, которая направлена на развитие коммуникативных умений; экспериментально проверена эффективность модели обучения младших школьников.

Апробация работы и внедрения ее результата осуществляется в процессе использования материала исследования в ходе педагогической практики, которая проходила в х. Трудобеликовском СОШ № 39 с 11.11.2002 г. по 04.01.2003 г. в 4 «А» классе у Бычковой Людмилы Федоровны.

Структура и содержание работы: работа состоит из введения, где определяется актуальность, цели и задачи и задачи исследуемой проблемы и представляет основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Лингво-теоретические основы формирования умений в работе с синонимами имен прилагательных и их синонимическими рядами» представлены краткие сведения из истории вопроса, где дан анализ научно-лингвометодической литературе по синонимам; рассмотрены лингвометодические условия и психолого-дидактические основы формирования основных умений в работе над синонимами имен прилагательных.

Во второй главе дается описание опытно-экспериментальной работы по выявлению уровня сформированности умения находить синонимы имен прилагательных, составлять синонимические ряды, раскрываются особенности изучения синонимов в начальной школе, а также описывается содержание работы над формированием основного умения.

В заключении излагаются выводы, к которым мы пришли в процессе работы, намечаются дальнейшие аспекты работы над синонимами имен прилагательных.

Приложение содержит две таблицы по итогам констатирующего и формирующего экспериментов. Содержит беседы о синонимичных прилагательных, систему упражнений по совершенствованию навыка работы с синонимами имен прилагательных.

Работа апробирована во время практики в школе и на защите курсовой работы.

умение работа школьник синоним прилагательное


Актуально о образовании:

Организация, цель, задачи, принципы и методы изучения нарушений письма
Целью данного констатирующего экспериментального исследования явилось изучение особенностей письма у младших школьников с нарушениями зрения. В задачи данного исследования входили: 1. Выявление дисграфических ошибок в работах испытуемых. 2. Дифференцировка дисграфических ошибок у детей эксперимента ...

Классификация педагогических технологий
По уровню применения Общепедагогические Частнопредметные, отраслевые Локальные, модульные, узкометодические По концепции усвоения По организационным формам Коллективный способ обучения Дифференцированное обучение По типу управления познавательной деятельностью Эзотерические Свободного воспитания Гу ...

Режиссерская игра, ее место и развитие в игровой деятельности детей дошкольного возраста
«Режиссерская игра имеет важное значение для всего психического развития ребенка дошкольного возраста». В режиссерской игре – одновременном выполнении разных ролей - от ребенка требуется умение регулировать поведение, обдумывать действия и слова, сдерживать свои движения. Игровые переживания оставл ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru