Методика формирования естественнонаучных умений в процессе обучения физики

Новое о образовании » Развитие основных естественнонаучных умений по физике в основной школе » Методика формирования естественнонаучных умений в процессе обучения физики

Страница 1

Формирование естественнонаучных умений включает рассмотрение разнообразных видов работы учащихся по физике, способствующих формированию комплексного применения знаний и умений по другим естественнонаучным дисциплинам. Универсальным средством обучения, способствующим реализации задач по формированию естественнонаучных умений, являются задачи. В данном случае речь идет о заданиях, способствующих обучению учащихся работе и обучению их умению применять свои знания и умения на практике

В деятельности учащихся, направленной на формирование у них естественнонаучных умений выделяются следующие типы заданий (таб. 1).

Таблица 1 Классификация комплексных заданий

Классификационный признак

Виды заданий

По временному параметру

краткосрочные;

средней продолжительности;

длительные

По способу выполнения

письменные;

устные;

практические (экспериментальные; исследовательские; конструкторские; домашние задания; проектирование физических опытов; работа на компьютере)

По способу участия учеников

индивидуальные;

групповые;

- массовые

По месту проведения

аудиторные;

внеаудиторные

По принципу использования вычислительных технологий

без использования компьютера;

с использованием компьютера

По степени сложности (по степени самостоятельности)

- задания, выполняемые по образцу;

задания, выполняемые самостоятельно, но с подсказкой учителя;

задания, выполняемые полностью самостоятельно

По выполняемой функции

задания на получение комплексных знаний;

задания на закрепление комплексных знаний;

задания на приобретение комплексных умений и навыков;

задания на закрепление комплексных умений и навыков;

задания на обобщение и систематизацию естественнонаучных знаний, умений и навыков;

задания на проверку комплексных знаний, умений и навыков

По дидактическим средствам

по карточкам;

в тестовой форме;

в виде игры;

на компьютере;

с использованием приборов и материалов из разных учебных дисциплин

Выделяют следующие основные условия, способствующие эффективности формирования у учащихся естественнонаучных умений:

организация учебной деятельности учащихся, направленной на формирование у них умения комплексного применения знаний и умений по естественнонаучным дисциплинам при обучении физике (выполнение учениками комплексных заданий, комплексных лабораторных работ, подготовка сообщений на комплексную тему и т.д.);

ориентация деятельности учителя физики на формирование у учащихся умения комплексного применения знаний и умений по естественнонаучным дисциплинам при обучении физике;

координация деятельности учителей других естественнонаучных дисциплин при формировании у учащихся умения комплексного применения знаний и умений по естественнонаучным дисциплинам при обучении физике.

Для того чтобы естественнонаучные умения успешно сформировано у школьников, учителю необходимо иметь в виду следующие дидактические условия его формирования:

систематическое включение учащихся в самостоятельную деятельность по комплексному применению своих знаний и умений;

формирование с помощью внутрипредметных связей гибких, систематизированных, мобильных знаний как опорных для комплексного применения и переноса знаний;

использование поэлементной обработки познавательных действий – актуализации, переноса, обобщения и систематизации по формированию умения комплексного применения знаний и умений;

обучение учащихся обобщающей ориентировочной основе действий;

переход от репродуктивной деятельности к деятельности, основанной на комплексном применении знаний и умений по естественнонаучным дисциплинам;

включение учащихся в более сложные виды деятельности при решении комплексных проблем, обеспечивающих широкий перенос знаний и умений из разных предметных областей и закрепление умения комплексного применения знаний и умений.

Страницы: 1 2 3


Актуально о образовании:

Организация, цель, задачи, принципы и методы изучения восприятия
зрение нарушение младший школьник Целью первого констатирующего экспериментального исследования явилось определение уровня зрительного восприятия у младших школьников с нарушениями зрения. В задачи данного исследования входили: 1. Изучить карты полного обследования исследуемых детей, особое внимани ...

Логопедические технологии по формированию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Важность развития ручной моторики у детей с ЗПР обусловлена тесным взаимодействием в развитии ручной и речевой моторики. Исследования М. М. Кольцовой показали, что морфологическое и функциональное формирование речевых зон коры головного мозга осуществляется под влиянием кинестетических импульсов, п ...

Этиология и клинические варианты общего недоразвития речи
Исследователи аномальной детской речи давно поднимали вопрос о неправомерности постановки "речевого диагноза" только на основании описания у детей особенностей их речевых средств общения, взятых в статике и в отрыве от общей клинической картины. Различные неблагоприятные воздействия, как ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru