Формирование естественнонаучных умений включает рассмотрение разнообразных видов работы учащихся по физике, способствующих формированию комплексного применения знаний и умений по другим естественнонаучным дисциплинам. Универсальным средством обучения, способствующим реализации задач по формированию естественнонаучных умений, являются задачи. В данном случае речь идет о заданиях, способствующих обучению учащихся работе и обучению их умению применять свои знания и умения на практике
В деятельности учащихся, направленной на формирование у них естественнонаучных умений выделяются следующие типы заданий (таб. 1).
Таблица 1 Классификация комплексных заданий
|
Классификационный признак |
Виды заданий |
|
По временному параметру |
краткосрочные; средней продолжительности; длительные |
|
По способу выполнения |
письменные; устные; практические (экспериментальные; исследовательские; конструкторские; домашние задания; проектирование физических опытов; работа на компьютере) |
|
По способу участия учеников |
индивидуальные; групповые; - массовые |
|
По месту проведения |
аудиторные; внеаудиторные |
|
По принципу использования вычислительных технологий |
без использования компьютера; с использованием компьютера |
|
По степени сложности (по степени самостоятельности) |
- задания, выполняемые по образцу; задания, выполняемые самостоятельно, но с подсказкой учителя; задания, выполняемые полностью самостоятельно |
|
По выполняемой функции |
задания на получение комплексных знаний; задания на закрепление комплексных знаний; задания на приобретение комплексных умений и навыков; задания на закрепление комплексных умений и навыков; задания на обобщение и систематизацию естественнонаучных знаний, умений и навыков; задания на проверку комплексных знаний, умений и навыков |
|
По дидактическим средствам |
по карточкам; в тестовой форме; в виде игры; на компьютере; с использованием приборов и материалов из разных учебных дисциплин |
Выделяют следующие основные условия, способствующие эффективности формирования у учащихся естественнонаучных умений:
организация учебной деятельности учащихся, направленной на формирование у них умения комплексного применения знаний и умений по естественнонаучным дисциплинам при обучении физике (выполнение учениками комплексных заданий, комплексных лабораторных работ, подготовка сообщений на комплексную тему и т.д.);
ориентация деятельности учителя физики на формирование у учащихся умения комплексного применения знаний и умений по естественнонаучным дисциплинам при обучении физике;
координация деятельности учителей других естественнонаучных дисциплин при формировании у учащихся умения комплексного применения знаний и умений по естественнонаучным дисциплинам при обучении физике.
Для того чтобы естественнонаучные умения успешно сформировано у школьников, учителю необходимо иметь в виду следующие дидактические условия его формирования:
систематическое включение учащихся в самостоятельную деятельность по комплексному применению своих знаний и умений;
формирование с помощью внутрипредметных связей гибких, систематизированных, мобильных знаний как опорных для комплексного применения и переноса знаний;
использование поэлементной обработки познавательных действий – актуализации, переноса, обобщения и систематизации по формированию умения комплексного применения знаний и умений;
обучение учащихся обобщающей ориентировочной основе действий;
переход от репродуктивной деятельности к деятельности, основанной на комплексном применении знаний и умений по естественнонаучным дисциплинам;
включение учащихся в более сложные виды деятельности при решении комплексных проблем, обеспечивающих широкий перенос знаний и умений из разных предметных областей и закрепление умения комплексного применения знаний и умений.
Актуально о образовании:
Классификации проблемных ситуаций, пути и способы их создания
Опыт показывает, что имеется уже свыше 20 классификаций проблемных ситуаций. Психологический подход осуществлен А. М. Матюшкиным. Он разработал классификацию проблемных ситуаций в наиболее общем виде, в основу ее положено действие, которое является главным элементом поведения человека, его деятельн ...
Д.И. Менделеев о высшей школе
Д. И. Менделеев со свойственной ему четкостью и глубиной раскрыл значение университетского и высшего специального образования. Мысли Дмитрия Ивановича о высшем образовании не утратили значения до наших дней, т. к. по его мнению, наука и образование должны служить народу, содействовать дальнейшему п ...
Характеристика структурных компонентов речи в норме
В возрасте, когда процесс развития речи далеко не завершен (2 г. 6 месяцев – 5 лет), специалисту необходимо разграничивать, что уже должно быть сформировано в детской речи, что только начинает складываться, а каких проявлений вообще не следует ожидать в ближайшее время. Такой анализ и оценку речево ...