Методика формирования естественнонаучных умений в процессе обучения физики

Новое о образовании » Развитие основных естественнонаучных умений по физике в основной школе » Методика формирования естественнонаучных умений в процессе обучения физики

Страница 1

Формирование естественнонаучных умений включает рассмотрение разнообразных видов работы учащихся по физике, способствующих формированию комплексного применения знаний и умений по другим естественнонаучным дисциплинам. Универсальным средством обучения, способствующим реализации задач по формированию естественнонаучных умений, являются задачи. В данном случае речь идет о заданиях, способствующих обучению учащихся работе и обучению их умению применять свои знания и умения на практике

В деятельности учащихся, направленной на формирование у них естественнонаучных умений выделяются следующие типы заданий (таб. 1).

Таблица 1 Классификация комплексных заданий

Классификационный признак

Виды заданий

По временному параметру

краткосрочные;

средней продолжительности;

длительные

По способу выполнения

письменные;

устные;

практические (экспериментальные; исследовательские; конструкторские; домашние задания; проектирование физических опытов; работа на компьютере)

По способу участия учеников

индивидуальные;

групповые;

- массовые

По месту проведения

аудиторные;

внеаудиторные

По принципу использования вычислительных технологий

без использования компьютера;

с использованием компьютера

По степени сложности (по степени самостоятельности)

- задания, выполняемые по образцу;

задания, выполняемые самостоятельно, но с подсказкой учителя;

задания, выполняемые полностью самостоятельно

По выполняемой функции

задания на получение комплексных знаний;

задания на закрепление комплексных знаний;

задания на приобретение комплексных умений и навыков;

задания на закрепление комплексных умений и навыков;

задания на обобщение и систематизацию естественнонаучных знаний, умений и навыков;

задания на проверку комплексных знаний, умений и навыков

По дидактическим средствам

по карточкам;

в тестовой форме;

в виде игры;

на компьютере;

с использованием приборов и материалов из разных учебных дисциплин

Выделяют следующие основные условия, способствующие эффективности формирования у учащихся естественнонаучных умений:

организация учебной деятельности учащихся, направленной на формирование у них умения комплексного применения знаний и умений по естественнонаучным дисциплинам при обучении физике (выполнение учениками комплексных заданий, комплексных лабораторных работ, подготовка сообщений на комплексную тему и т.д.);

ориентация деятельности учителя физики на формирование у учащихся умения комплексного применения знаний и умений по естественнонаучным дисциплинам при обучении физике;

координация деятельности учителей других естественнонаучных дисциплин при формировании у учащихся умения комплексного применения знаний и умений по естественнонаучным дисциплинам при обучении физике.

Для того чтобы естественнонаучные умения успешно сформировано у школьников, учителю необходимо иметь в виду следующие дидактические условия его формирования:

систематическое включение учащихся в самостоятельную деятельность по комплексному применению своих знаний и умений;

формирование с помощью внутрипредметных связей гибких, систематизированных, мобильных знаний как опорных для комплексного применения и переноса знаний;

использование поэлементной обработки познавательных действий – актуализации, переноса, обобщения и систематизации по формированию умения комплексного применения знаний и умений;

обучение учащихся обобщающей ориентировочной основе действий;

переход от репродуктивной деятельности к деятельности, основанной на комплексном применении знаний и умений по естественнонаучным дисциплинам;

включение учащихся в более сложные виды деятельности при решении комплексных проблем, обеспечивающих широкий перенос знаний и умений из разных предметных областей и закрепление умения комплексного применения знаний и умений.

Страницы: 1 2 3


Актуально о образовании:

Образовательная реформа Петра Великого
Благодаря Петру в России возникла система профессионального образования. В 1701 г. были созданы навигацкая, пушкарская, госпитальная, приказная и другие школы, находившиеся в ведении соответствующих государственных органов. Кроме того, к 1722 году в разных городах России были открыты 42 так называе ...

Работа над содержательной стороной письменной речи
Поговорим об обучении учащихся языковой догадке. Как известно, развитие умения учащихся догадаться о значении незнакомого слова является важным условием их успеха в овладений умением читать. Самый легкий вид языковой догадки - узнавание и понимание английских и французских слов, звучание и значение ...

Сущность, задачи и содержание физического воспитания
В культуре и педагогике разных народов физическое развитие и воспитание всегда занимало важное место. Известны древневосточные и античные учения о гармоническом развитие человека, где физическое совершенство рассматривалось в единстве с умственным и нравственным. Физическое воспитание в европейских ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru