Последовательность этапов внутри одного цикла и последовательность циклов в деятельности как студента, так и преподавателя создают ориентиры, предупреждают возможные ошибки, разрешают в деятельность вносить поправки. При этом самостоятельная деятельность состоит из небольших и довольно значительных, кратковременных и долго действующих циклов, а средством управления выступают дифференцированные самостоятельные работы. Сама же дифференциация самостоятельной работы студентов дает возможность преподавателю создать систему дифференцированной помощи студентам, то есть фактически осуществлять управление их деятельности с помощью самостоятельных работ.
Совокупность дифференцированных самостоятельных работ выражает уровень самостоятельности студентов каждой классификационной группы. Но, очень многие студенты с одинаковым уровнем самостоятельности были разными по уровню владения знаниями, способам деятельности и умениям использовать знания, разные уровни обучаемости и обученности, то есть разные уровни подготовки. Также не одиночными были случаи, когда студенты, имея достаточный уровень подготовки и высокий уровень познавательной самостоятельности, не выполняли задачи, которые были им по силам («не успел», «забыл», «не интересно», «рассчитывал, что сделаю позднее, но не вышло» и т.п.). Главная причина такого состояния низкий уровень организованности студентов.
В эксперименте мы подготовили самостоятельные работы ориентированные на признаки, характеризующие самостоятельную деятельность студентов: способность осуществлять поисковую деятельность, уровень подготовки, уровень организованности.
Совокупность критериев (самостоятельность, подготовка, организованность) составляет относительно целостную структуру. В самом деле, овладение учебным материалом характеризует обученность студентов. Но для студента в особенности велика роль самообразования, а для нее являются важными обучаемость и самостоятельность. Вместе с тем даже при высоких уровнях обученности и обучаемости может и не быть систематической познавательной деятельности, если отсутствуют действительные мотивы учения. Объединение обучаемости с организованностью позволит одолеть отрицательное отношение к обучению не только в конкретной ситуации, но с увлечением продвинуться к решению отдаленной во времени научно-познавательной проблемы (написание курсовой, дипломной работы, доклада и т.п.), преодолевая черновую работу.
В экспериментальном исследовании мы исходили из того, что классификация самостоятельных работ должна неразрывно связываться с подготовленной типологией и рекомендовать определенные виды работ, адресованные определенным группам студентов. При этом в основу создания классификации было положено основание: самостоятельные дифференцированные работы помогают студентам в овладении знаниями и рациональными способами учения, а преподавателю управлять самостоятельной деятельностью. Обеспечение успеха в работе при выполнении таких задач воспитывает действительный интерес к учению, к самостоятельной учебной деятельности.
Такой подход к классификации дифференцированных самостоятельных работ отвечает общепринятому распределению сторон деятельности на мотивационную и операционную, а потому не требует, по нашему мнению, специального обоснования. Дифференцированные самостоятельные работы углубляют и расширяют знания студентов, можно сказать, формируют в них индивидуальный стиль деятельности (Е. Климов). Имеющиеся педагогические исследования (М. Лазарев, О. Полякова и др.) позволяют сделать вывод о том, что развитие личности можно рассматривать как процесс становления готовности студента (его субъектного опыта) к осуществлению саморазвития и самореализации соответственно возникающих перед ним задач разного уровня сложности, в частности и таких, какие выходят за пределы достигнутого уровня. Это позволит оценить развитие личности сложностью заданий, которые имеют свои определенные критерии. Особенностью таких заданий есть их направленность на субъекта, поскольку выполнение заданий способ изменения студента за счет усвоения определенных способов действий.
Актуально о образовании:
Образование: понятие и сущность
Понятие образования - весьма сложное и многоаспектное. В самом общем определении образование - это процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, навыков и умений, развитие ума и чувства, формирование мировоззрения и познавательных процессов. Образованным человеком можно назвать ...
Методические рекомендации по формированию лексики детей дошкольного
возраста со стертой дизартрией
Поскольку в эксперименте мы выявили особенности формирования предикативного, атрибутивного и номинативного словаря детей 5-6 лет со стертой дизартрией, то, по нашему мнению, необходима специальная коррекционно- развивающая работа с детьми со стертой дизартрией, направленная на обогащение словаря, у ...
Сущность, задачи, система эстетического воспитания
Эстетическое воспитание — целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить, «по законам красоты». Эстетическое воспитание включает в себя эстетическо ...