Личностные формирования в учебной деятельности младших школьников

Новое о образовании » Идентификация как механизм адаптации к школьной жизни у первоклассников » Личностные формирования в учебной деятельности младших школьников

Страница 1

С поступлением в школу резко изменяется уклад жиз­ни ребенка, изменяются его отношения со взрослыми и сверстниками, в нем укрепляется сознание нового положе­ния школьника, новых обязанностей в семье, в коллекти­ве сверстников. Как было отмечено выше, ведущей дея­тельностью младшего школьника становится учение, кото­рое существенно изменяет мотивы его поведения, откры­вает новые источники развития познавательных и нрав­ственных сил. Психолог В. В. Давыдов указывает на не­сколько этапов такой перестройки. Прежде всего – этап первоначального вхождения ребенка в новые условия школьной жизни. Основная масса детей психологически подготовлена к этому, дети с радостью идут в школу, ожи­дая встретить здесь что-то необычное. Такая внутренняя позиция ребенка имеет очень большое значение. Желанность новизны школьной жизни помогают ребенку быстро принять требования школы, учителя, касающиеся правил поведения в классе, норм отношений с товарищами, рас­порядка дня, приготовления уроков дома, организации школьных уроков и др. Эти требования ребенок воспри­нимает как общественно значимые и неизбежные. Внутрен­няя позиция ребенка связана и с его общим положитель­ным отношением к учебному процессу. Дошкольник свы­кается с мыслью о необходимости учения: чтобы стать летчиком, шофером, поваром и т. д., т. е. тем, кем он хо­тел быть в играх, нужны знания. Кроме того, интерес к тому, что такое школа, что в ней делают ребята, как про­ходят уроки, у детей появляется рано в результате их на­блюдений за старшими братьями и сестрами, из расска­зов взрослых и т. д. Все это формирует определенное от­ношение к будущему учению, и ребенок тянется к знаниям вообще, к знаниям как таковым, имеющим общественную значимость и ценность. Таким образом, у детей складыва­ется определенный взгляд на учение.

В первое время школьник еще не знаком с содержани­ем конкретных учебных предметов, у него нет познава­тельных интересов к самому учебному материалу. Они формируются в процессе изучения грамматики, математи­ки и других предметов. Постепенно у детей складываются подлинные познавательные интересы как основа учебной деятельности. Если ребенок проходит этот этап безболез­ненно, это свидетельствует о хорошей готовности к школе и исключает нежелательные негативные последствия. Психологи выделяют основные типы трудностей, ха­рактерных для детей, начинающих учиться. Во-первых, это особенности нового школьного режима, который требую от ребенка немалых волевых усилии, формирования устойчивых привычек, помогающих более успешно преодолевать усталость, объективные затруднения. Необходимо чтобы родители и учитель четко и понятно выражали новые требования к жизни и деятельности ребенка, постоянно контролировали их выполнение, принимали меры по­ощрения и наказания с учетом возрастных психологиче­ских и индивидуальных особенностей детей. Во-вторых, первоклассники испытывают трудности во взаимоотноше­ниях с учителем, с товарищами по классу, в семье. В гла­зах ребенка учитель является не заместителем родителей, как это было в детском дошкольном учреждении. Учитель при всей возможной приветливости и доброте к детям вы­ступает как авторитетный и строгий наставник, предста­витель общества, вооруженный средствами контроля и оценки, выдвигающий определенные правила поведения и пресекающий всякие отклонения от них. Педагог постоян­но оценивает работу детей; позиция его такова, что ребе­нок не может не испытывать некоторой робости перед ним. Первокласснику не всегда удается сразу привыкнуть к новому образу жизни: режиму, необходимости спокойно сидеть на уроках, четкому исполнению всех указаний учи­теля по выполнению учебных действий. В результате одни дети становятся в школе чрезмерно скованными, а дру­гие – развинченными. Иногда первоклассник теряется в новом окружении, что мешает формированию у него поло­жительного отношения к школе.

Разумеется, что педагогу следует предъявлять одина­ковые требования ко всем детям, но в то же время он дол­жен внимательно следить за индивидуальными особенно­стями выполнения этих требований разными детьми. Толь­ко на основе индивидуального подхода к детям можно вы­бирать конкретный способ воздействия на них с целью воспитания у всего коллектива первоклассников привычки спокойного, выдержанного поведения на уроках, соблюде­ния общего типа учебных занятий, деловитости при отве­тах на замечания учителя. Все это, в конечном счете, сво­дится к воспитанию доверия к учителю и его действиям, требованиям. Если учитель одинаково ровен и требовате­лен ко всем детям, в классе складываются нормальные взаимоотношения учащихся, что в свою очередь создает хороший психологический фон для коллективной работы класса. В первые месяцы пребывания в школе младший школьник должен понять, что класс, а затем и школа – это не чужая ему группа людей, а доброжелательный и чуткий коллектив.

Страницы: 1 2 3 4 5


Актуально о образовании:

Общие приемы организации заучивания учащимися материала на уроке
Дозировка материала по объему. На одно занятие учитель должен предлагать ученикам небольшое количество фактов, причем они должны быть иллюстрированы соответствующими примерами и поставлены во взаимную связь. Следует помнить, что с увеличением количества фактов, подлежащих запоминанию, время, необхо ...

Наиболее востребованные инженерные специальности США
Однако, по такому критерию, как востребованность, список инженерных профессий по сферам складывается несколько иначе (приведена первая «шестёрка» примерно одинаково котирующихся профессий): 1.Первое место занимает военная инженерия. Хотя бы потому, что США имеет на сегодняшний день самую многочисле ...

Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР
Несмотря на различную природу дефектов, у этих детей имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи: первые слова проявляются к 3—4, а иногда и к 5 годам. Речь аграмматична и недостаточно фонетическ ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru