Управления самостоятельной деятельностью студентов

Страница 5

В литературе по вопросам управления целенаправленные влияния преподавателей на студентов с целью достижения поставленных целей называют управленческими действиями. Мы выделили управленческие действия, которые используются на практике, отображенные в таблице 2.8.

Таблица 2.8

Управленческие действия преподавателя при организации самостоятельной работы студентов

Управленческие действия

1

2

1

Постановка целей самостоятельной деятельности

2

Педагогическое диагностирование

3

Принятие самостоятельного задания

4

Прогнозирование последствий самостоятельной деятельности.

5

Планирование самостоятельной деятельности

6

Сотрудничество

7

Противостояние

8

Организация

9

Информационное взаимодействие (коммуникация)

10

Регулирование

11

Мотивация

12

Переубеждение

13

Требования (принуждение)

14

Контроль

15

Работа с одаренными студентами

16

Нововведения

17

Повышенный риск

Из перечисленных действий преимущество предоставляется контролю, информированию и организации. Большей частью преподаватели осуществляют постановку целей самостоятельной деятельности, Это действие может детализироваться, дополняться другими, но факт наличия является обязательным, так как в случае его отсутствия разговор об управленческом влиянии теряет любой смысл.

Как показал эксперимент, оптимальной для развития самостоятельной деятельности студентов есть такая последовательность перехода с одного уровня на другого:

С1П1О1→С2П2О1→С2П2О2→С3П2О2→С3П3О2→С3П3О3→С3П4О

3→С3П4О4→>С4П4О4

Студенты экспериментальной группы, которые работали по такой системе дифференцированных самостоятельных работ, более успешно выполняли задания по сравнению со студентами контрольной группы. Но результативность самостоятельной деятельности заметно возрастала, когда

преподаватель осуществлял управленческие действия, адекватные учебным способностям студентов, используя в качестве средств управления дифференцированные самостоятельные работы.

У каждого преподавателя (и студента тоже) имеются свои приоритеты в реализации даже одних и тех же целей. Мы предположили, что наилучший результат в конкретных условиях будет в том случае, когда эти приоритеты более или менее совпадают. А это возможно при условии применения управленческих действий к конкретному студенту. Студент действительно раскрывает свой личный потенциал, и надо лишь помочь нему, создав необходимые условия, рассматривая субъектный опыт как контекст учения. Знания, с которыми студент встречается впервые, являются для него лично чужими. Поэтому можно предусмотреть, что сознательно усваиваются только лично значащие понятия. Каждый студент использует свои личные способы усвоения знаний. При самостоятельном выполнении одного и того же задания многие студенты применяют разные способы и приемы. Для преподавателя важно обнаружить эти способы, а потом, используя разнообразные управленческие действия, помочь студенту самому выбрать способ самостоятельной деятельности. Управленческие действия, которые стараются изменить этот подход, наталкиваются, с одной стороны, на определенные трудности в работе преподавателя, а с другой, снижают эффективность самостоятельной деятельности студента.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Актуально о образовании:

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru