Управления самостоятельной деятельностью студентов

Страница 1

Анализ современных исследований по проблеме самостоятельной работы студентов показывает, что осуществлять личностный подход, организовывая самостоятельную деятельность студентов, очень сложно.

Существующие способы организации самостоятельной работы, традиционные и нетрадиционные, несмотря на внешнее отличие, в сущности, оказываются вариантами того же самого способа, при котором деятельность происходит без надлежащего управления, контролируется главным образом по конечному результату. Поэтому разговор должен идти о новых подходах, новых идеях, на основе которых определяются новые управленческие решения.

Управление имеет место там, где происходит общая деятельность людей для достижения определенных целей. Управление представляет собой такой процесс взаимодействия сторон, при котором одна из них оказывает влияние на другую, вторая же оказывается способной воспринимать такое влияние и соответственно строить свою деятельность.

Управление можно считать успешным при условии, если сформулирована и принята обеими сторонами цель взаимодействия, а студент имеет средства и возможности для ее реализации. Важно, чтобы в этом взаимодействии был обоюдный интерес, ощущалась взаимозависимость. Обоюдная заинтересованность проявляется в более или менее одинаковом понимании цели деятельности преподавателем и студентом. Ничто не может так отрицательно повлиять на всю деятельность, как неправильное целеполагание. Даже наилучшее обеспечение и условия для самостоятельной работы вызовут напрасные затраты сил, если цели будут нереальные или ошибочные. Цель — это будущее желаемое состояние или конечный результат самостоятельной работы.

Общее участие преподавателя и студента в постановке целей, подборе заданий для самостоятельной работы, планирование самостоятельной деятельности и прогнозирование его результатов - это средство взаимосогласованности интересов двух сторон. В зависимости от масштабности самостоятельных работ и уровня подготовки студентов разрабатываются глобальные и локальные, общие и частичные, стратегические, тактические и оперативные, конечные, промежуточные и ближайшие цели. Разные цели используются с целью определения самостоятельных работ для отдельных студентов.

Управление самостоятельной деятельностью можно вообразить как схему, в которой целью управления есть такое согласование взаимодействия элементов системы, которое бы обеспечило функционирование как системы в целом, так и отдельных ее элементов. В конечном итоге цель управления - создание условий для развития личности. Задача управления — оптимизация взаимодействия процессов сохранения и превращения в образовательной среде, которые в реальном процессе могут тормозить и даже выключать друг друга. Критерием этой оптимизации будет мера обеспечения развития субъектов образовательного простора, мера использования существующих для этого возможностей выбора, которые приобретают особый вес в самостоятельной работе. С таким подходом преподаватель поддерживает и создает связи и отношения между элементами системы, которые оказывают содействие развитию личности студента. Поскольку субъектный опыт у студентов разный, то преподаватель в своей работе ориентируется на разнообразие уже существующих и на появление новых связей между элементами систем. Вместе с тем управление невозможно без организации стойких связей и отношений. Искусство управления будет состоять в том, чтобы разнообразие и стабильность не противоречили, а дополняли, взаимообуславливали одна другую.

Управление при этих условиях выступает как последовательность взаимосвязанных действий, направленных на достижение цели. В науке об управлении и на практике такие действия получили название управленческие функции, под которыми понимают конкретные направления деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Актуально о образовании:

Особенности развития и воспитания младших школьников
Младший школьный возраст связан с обучением детей в начальных классах. К этому времени их физическое развитие характеризуется важными особенностями: в основном заканчивается окостенение черепа, закрываются роднички, оформляются черепные швы и продолжается упрочение скелета в целом. Однако развитие ...

Суть и цели Болонского процесса
Суть Болонского процесса заключается в формировании единого европейского образовательного пространства и общеевропейской системы образования, которая будет достигнута за счет использования основных положений этой системы. Принципы Болонской декларации: Введение общепонятных, сравнимых квалификаций ...

Основные требования к современному педагогическому процессу
Первое и основное требование к современному педагогическому процессу - содержание изучаемых материалов должно быть связано с жизнью, отражать научную истину и соответствовать современному уровню развития данной науки, а методы обучения - уровню новейших достижений дидактики. Ознакомление учащихся с ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru