Управления самостоятельной деятельностью студентов

Страница 7

В нашем исследовании те студенты, которые в сессию получили оценки «неудовлетворительно», были намерены все учиться и работать по-новому. В беседах не было ни единого случая, чтобы студент был равнодушной к своей судьбе. В 76% есть желание подвергнуть себя испытанию путем преодоления трудности, а практически все (97,5%) заинтересованы в идее самосоздания, самореализации. Эти результаты дают основания утверждать, что в организационной работе любого преподавателя первоочередной задачей выступает предоставление помощи каждому студенту в создании условий свободного развития его личности. Эксперимент показал, что наибольшая сложность разработки личностных стратегий обучения оказалась не в том, что были подготовлены соответствующие разно-уровневые дифференцированные самостоятельные работы, а в том, чтобы они были приближены к личностным внутренним программам развития каждой личности, его скрытых сил, возможностей и способностей.

Для реализации личностных стратегий обучения надо не только их разработать для каждого студента с последовательностью выполнения самостоятельных работ, а и создать соответствующую учебную среду, которая была бы благоприятной для студента и помогала бы ему осуществлять самостоятельную деятельность.

Студенты выполняли задания, которые выявляли, в первую очередь, уровень их познавательной самостоятельности. Было отмечено, что задания, которые предлагаются преподавателем, встречаются с уже сформированными внутренними установками и не принимаются без критической переработки или вообще откидываются сразу. При этом как принятие, так и отторжение часто маскируется, и через это их тяжело распознать. Поэтому самостоятельные работы были такими, чтобы студент не просто припоминал знания и применял бы их, но и мог бы планировать, проектировать, организовывать, мотивировать, контролировать, оценивать, анализировать их в различных ситуациях, опираясь на теоретические знания.

В экспериментальной группе, где использовались дифференцированные самостоятельные работы, студенты лучше усваивали. Мы это объясняем тем, что в условиях именно такого обучения студент становится субъектом своего образования, он сам ставит цели и планирует их достижение, превращаясь постепенно у активного и творческого субъекта. В контрольной группе, где использовалась традиционная методика, обучение в большей мере формирует эмпирический, рецептурный подход в попытках выполнить самостоятельные работы. В процессе принятия решений много студентов контрольной группы отмечаются ярко выраженным прямолинейным использованием усвоенных схем. Перестройка или замена этих схем бывает довольно трудной.

Проведенное исследование показало, что использование принципа субъектности и создания благоприятной педагогической среды существенно повлияло на повышение уровня самостоятельности студентов. В экспериментальной группе на высокие уровни самостоятельности перешло больше студентов, чем в контрольной (Рис. 4, 5)

В процессе выполнения самостоятельных работ происходит взаимосогласованость интересов двух сторон преподавателя и студента. Достигается это за счет общего участия их в постановке целей, подборе задач для самостоятельной работы, планировании самостоятельной деятельности и прогнозировании его результатов. Разный субъектный опыт студентов заставляет преподавателя ориентироваться на разнообразие уже имеющихся и появление новых связей между субъектами учебного процесса. Сделать это не просто, поскольку преподаватель старается достичь в учебном процессе стабильности за счет организации стойких связей и отношений, а предоставление студентам права выбора в обучении усложняет эту задачу. При традиционной методике она очень часто становится нерешенной. Поэтому стал вопрос о новом подходе, на основе которого будет найдено новое решение управления самостоятельной работой студентов. Необходимо организовывать самостоятельные работы так, чтобы они не противоречили одна одной, а дополняли, взаимообусловливали.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9


Актуально о образовании:

Качества личности творческого педагога
В широком понимании творческой индивидуальностью можно считать человека, который обладает сформировавшимся цельным ядром личности, богатым внутренним миром, обусловливающими черты характера и выражающимися в автономности, активности, своеобразии и оригинальности всех проявлений личности, в творческ ...

Интерактивные методы обучения на уроках технологии. Из опыта работы
Все описанные в данном реферате интерактивные формы методического обучения способствуют всестороннему развитию учащихся на уроках технологии. Они помогают учителю активизировать внимание учащихся, привлечь их к изучению предмета. Использование различных видов игр в учебном процессе позволяет решить ...

Методы и приемы развития творческих способностей младших школьников
Организация деятельности на всех уровнях будет действенной только в том случае, если будут использоваться основные методы и приемы для развития творческих способностей личности. Выбор тех или иных методов и приемов зависит от содержания, форм и условий деятельности. Известно, что метод представляет ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru