Управления самостоятельной деятельностью студентов

Страница 7

В нашем исследовании те студенты, которые в сессию получили оценки «неудовлетворительно», были намерены все учиться и работать по-новому. В беседах не было ни единого случая, чтобы студент был равнодушной к своей судьбе. В 76% есть желание подвергнуть себя испытанию путем преодоления трудности, а практически все (97,5%) заинтересованы в идее самосоздания, самореализации. Эти результаты дают основания утверждать, что в организационной работе любого преподавателя первоочередной задачей выступает предоставление помощи каждому студенту в создании условий свободного развития его личности. Эксперимент показал, что наибольшая сложность разработки личностных стратегий обучения оказалась не в том, что были подготовлены соответствующие разно-уровневые дифференцированные самостоятельные работы, а в том, чтобы они были приближены к личностным внутренним программам развития каждой личности, его скрытых сил, возможностей и способностей.

Для реализации личностных стратегий обучения надо не только их разработать для каждого студента с последовательностью выполнения самостоятельных работ, а и создать соответствующую учебную среду, которая была бы благоприятной для студента и помогала бы ему осуществлять самостоятельную деятельность.

Студенты выполняли задания, которые выявляли, в первую очередь, уровень их познавательной самостоятельности. Было отмечено, что задания, которые предлагаются преподавателем, встречаются с уже сформированными внутренними установками и не принимаются без критической переработки или вообще откидываются сразу. При этом как принятие, так и отторжение часто маскируется, и через это их тяжело распознать. Поэтому самостоятельные работы были такими, чтобы студент не просто припоминал знания и применял бы их, но и мог бы планировать, проектировать, организовывать, мотивировать, контролировать, оценивать, анализировать их в различных ситуациях, опираясь на теоретические знания.

В экспериментальной группе, где использовались дифференцированные самостоятельные работы, студенты лучше усваивали. Мы это объясняем тем, что в условиях именно такого обучения студент становится субъектом своего образования, он сам ставит цели и планирует их достижение, превращаясь постепенно у активного и творческого субъекта. В контрольной группе, где использовалась традиционная методика, обучение в большей мере формирует эмпирический, рецептурный подход в попытках выполнить самостоятельные работы. В процессе принятия решений много студентов контрольной группы отмечаются ярко выраженным прямолинейным использованием усвоенных схем. Перестройка или замена этих схем бывает довольно трудной.

Проведенное исследование показало, что использование принципа субъектности и создания благоприятной педагогической среды существенно повлияло на повышение уровня самостоятельности студентов. В экспериментальной группе на высокие уровни самостоятельности перешло больше студентов, чем в контрольной (Рис. 4, 5)

В процессе выполнения самостоятельных работ происходит взаимосогласованость интересов двух сторон преподавателя и студента. Достигается это за счет общего участия их в постановке целей, подборе задач для самостоятельной работы, планировании самостоятельной деятельности и прогнозировании его результатов. Разный субъектный опыт студентов заставляет преподавателя ориентироваться на разнообразие уже имеющихся и появление новых связей между субъектами учебного процесса. Сделать это не просто, поскольку преподаватель старается достичь в учебном процессе стабильности за счет организации стойких связей и отношений, а предоставление студентам права выбора в обучении усложняет эту задачу. При традиционной методике она очень часто становится нерешенной. Поэтому стал вопрос о новом подходе, на основе которого будет найдено новое решение управления самостоятельной работой студентов. Необходимо организовывать самостоятельные работы так, чтобы они не противоречили одна одной, а дополняли, взаимообусловливали.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9


Актуально о образовании:

Рациональная организация личного труда руководителя ДОУ – условие повышения его эффективности
П.И. Третьяков отмечает, что важным направлением совершенствования управления является рациональная организация труда на всех уровнях. Исследования подтверждают, что в любом учреждении около 90% всех действий и служебных отношений поддаются относительной стандартизации и нормированию. Цель рационал ...

Методика формирования пространственного образа на уроках геометрии
Одним из основных условий формирования пространственных представлений в процессе обучения геометрии является использование упражнений, ориентированных на формирование и развитие комплекса умений, составляющих содержание пространственных представлений и характеризующих их сформированность. Но не все ...

Культурная революция в народном образовании
После революции, в 1918 году Кукарке был присвоен статус города (48), город стал называться по решению народного собрания Советском (Приложение 2). За годы советской власти на вятской земле совершена подлинная культурная революция и, прежде всего в области народного образования. В Советском уезде в ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru