Д.И. Менделеев об актуальных проблемах образования

Новое о образовании » Педагогическая деятельность Менделеева » Д.И. Менделеев об актуальных проблемах образования

Страница 1

Д.И. Менделеев дорог нам не только как признанный всем миром гениальный ученый, но и как крупнейший общественный деятель в области просвещения, высказавший много оригинальных мыслей об организации народного просвещения и высшего образования, и талантливый педагог.

В XIII томе его сочинений опубликованы статьи, письма, выступления, докладные записки по вопросам народного просвещения и высшего образования.

Д.И. Менделеев видел многие пороки и недостатки образовательной системы дореволюционной России.

Более сорока лет своей жизни Д. И. Менделеев отдал делу народного образования. "Он преподавал в Петербургском университете, Петербургском технологическом институте, Корпусе инженеров путей сообщения

Заветной мыслью Дмитрия Ивановича было то, чтобы одной из главных забот Российского государства, если оно видит " . свой идеал впереди, а не сзади, должна служить забота об образовании наставников всякого рода, а в особенности для средних и высших специальных учебных заведений ., т.е. к образованию наставников высших надо приложить много усилий и средств страны, если она хочет расцвета своей жизни впереди". Выдающийся педагог справедливо отмечал, что со случайными, неподготовленными учителями, да еще в такой необъятной стране, как Россия, толку от обучения будет намного меньше, чем может быть.

Для претворения этой идеи в жизнь Д.И. Менделеев составил проект о Главном училище наставников и подал его в 1905 г. министру народного просвещения графу И.И. Толстому. Детально разработанный проект, в котором указывались не только необходимые факультеты (историко-филологический, физико-математический и камеральный или технический), не только необходимая сумма для содержания училища (Дмитрий Иванович доказательно выяснил, что такое училище обойдется стране не дороже, чем проведение 400-500 верст железнодорожного полотна), но даже географическое место для строительства училища, устройство вентиляции, отопления и в какой цвет должны быть выкрашены стены, так и не был претворен в жизнь. Это объясняется не столько общей отсталостью России, сколько отношением к народному просвещению министра "народного" просвещения И. И. Толстого, а также в результате личной неприязни графа к именитому ученому.

«Лестницу образования надо мести сверху», - любил говорить Менделеев, являющийся одним из первых пропагандистов идеи непрерывного образования.

В создании новой системы образовании в стране важнейшая роль отводилась учителю. Этой теме Менделеев посвятил три большие работы: «Заметки о народном просвещении России», «Проект училища наставников», «О подготовке учителей и профессоров».

«Многие формы жизни стали новыми, а формы обучения до того обветшали, что пришло время подумать об их усовершенствовании»,- писал Менделеев в 1899 году. Задачу эту он представлял себе как очень сложную, проблематичную: чтобы во всем разобраться с необходимой полнотой и доказательностью, может быть, потребуется несколько томов - таково значение проблемы для будущего страны.

Педагогическая деятельность не состоит «только в обучении тому, что распространилось уже в жизни; педагоги должны содействовать перестройке жизни на улучшенный, сообразно времени, лад». Учитель должен быть для учеников учителем жизни, служить образцом нравственной чистоты и благородства.

Эту задачу могут решить разнообразные школы, как государственные, так и частные и, и реальные гимназии, как общеобразовательные, так и технические учебные заведения. Но учитель должен иметь такую подготовку, которая позволяла бы ему решать самые разнообразные интеллектуальные и практические задачи. «Узкость учителя»- это «высшее зло… которого надо бояться в учителях». Его можно преодолеть, если будет налажено постоянное общение, совместная практическая или исследовательская деятельность. Важно выработать коллективное понимание, т.е. универсальный стиль мышления и деятельности.

Менделеев говорил: «Тот только учитель и будет действовать плодотворно на всю массу учеников, который сам силен в науке, ею обладает и ее любит». Образцом в системе высшего педагогического образования служил для него Главный педагогический институт. Менделеев считал, что в педагогическом институте общее высшее образование может быть обеспечено на трех отделениях или факультетах: историко-филологическом, физико-математическом и техническом (или камеральном, т.е. экономико-административном), причем переходить на последний можно только после предварительного прохождения одного из первых двух.

Страницы: 1 2


Актуально о образовании:

Проблема ошибочности устной и письменной речи школьников
В подростковом возрасте происходят важные процессы, связанные с перестройкой памяти. Активно начинает развиваться логическая память. Вследствие появления в школе многих новых учебных предметов значительно увеличивается количество информации, которую должен запоминать подросток, в том числе механиче ...

Основные компоненты логики подготовительного этапа
Под исследованием в области педагогики понимается процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях. «Педагогическое исследование объясняет и предсказывает факты и явления», ...

Стимулирование и мотивация познавательной деятельности
Эффективность освоения любого вида деятельности, в том числе и познавательной, во многом зависит от наличия у ребенка мотивации к данному виду деятельности. Деятельность протекает более эффективно и дает более качественные результаты, если у учащихся имеются сильные, яркие и глубокие мотивы, вызыва ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru