Д.И. Менделеев дорог нам не только как признанный всем миром гениальный ученый, но и как крупнейший общественный деятель в области просвещения, высказавший много оригинальных мыслей об организации народного просвещения и высшего образования, и талантливый педагог.
В XIII томе его сочинений опубликованы статьи, письма, выступления, докладные записки по вопросам народного просвещения и высшего образования.
Д.И. Менделеев видел многие пороки и недостатки образовательной системы дореволюционной России.
Более сорока лет своей жизни Д. И. Менделеев отдал делу народного образования. "Он преподавал в Петербургском университете, Петербургском технологическом институте, Корпусе инженеров путей сообщения
Заветной мыслью Дмитрия Ивановича было то, чтобы одной из главных забот Российского государства, если оно видит " . свой идеал впереди, а не сзади, должна служить забота об образовании наставников всякого рода, а в особенности для средних и высших специальных учебных заведений ., т.е. к образованию наставников высших надо приложить много усилий и средств страны, если она хочет расцвета своей жизни впереди". Выдающийся педагог справедливо отмечал, что со случайными, неподготовленными учителями, да еще в такой необъятной стране, как Россия, толку от обучения будет намного меньше, чем может быть.
Для претворения этой идеи в жизнь Д.И. Менделеев составил проект о Главном училище наставников и подал его в 1905 г. министру народного просвещения графу И.И. Толстому. Детально разработанный проект, в котором указывались не только необходимые факультеты (историко-филологический, физико-математический и камеральный или технический), не только необходимая сумма для содержания училища (Дмитрий Иванович доказательно выяснил, что такое училище обойдется стране не дороже, чем проведение 400-500 верст железнодорожного полотна), но даже географическое место для строительства училища, устройство вентиляции, отопления и в какой цвет должны быть выкрашены стены, так и не был претворен в жизнь. Это объясняется не столько общей отсталостью России, сколько отношением к народному просвещению министра "народного" просвещения И. И. Толстого, а также в результате личной неприязни графа к именитому ученому.
«Лестницу образования надо мести сверху», - любил говорить Менделеев, являющийся одним из первых пропагандистов идеи непрерывного образования.
В создании новой системы образовании в стране важнейшая роль отводилась учителю. Этой теме Менделеев посвятил три большие работы: «Заметки о народном просвещении России», «Проект училища наставников», «О подготовке учителей и профессоров».
«Многие формы жизни стали новыми, а формы обучения до того обветшали, что пришло время подумать об их усовершенствовании»,- писал Менделеев в 1899 году. Задачу эту он представлял себе как очень сложную, проблематичную: чтобы во всем разобраться с необходимой полнотой и доказательностью, может быть, потребуется несколько томов - таково значение проблемы для будущего страны.
Педагогическая деятельность не состоит «только в обучении тому, что распространилось уже в жизни; педагоги должны содействовать перестройке жизни на улучшенный, сообразно времени, лад». Учитель должен быть для учеников учителем жизни, служить образцом нравственной чистоты и благородства.
Эту задачу могут решить разнообразные школы, как государственные, так и частные и, и реальные гимназии, как общеобразовательные, так и технические учебные заведения. Но учитель должен иметь такую подготовку, которая позволяла бы ему решать самые разнообразные интеллектуальные и практические задачи. «Узкость учителя»- это «высшее зло… которого надо бояться в учителях». Его можно преодолеть, если будет налажено постоянное общение, совместная практическая или исследовательская деятельность. Важно выработать коллективное понимание, т.е. универсальный стиль мышления и деятельности.
Менделеев говорил: «Тот только учитель и будет действовать плодотворно на всю массу учеников, который сам силен в науке, ею обладает и ее любит». Образцом в системе высшего педагогического образования служил для него Главный педагогический институт. Менделеев считал, что в педагогическом институте общее высшее образование может быть обеспечено на трех отделениях или факультетах: историко-филологическом, физико-математическом и техническом (или камеральном, т.е. экономико-административном), причем переходить на последний можно только после предварительного прохождения одного из первых двух.
Актуально о образовании:
Использование современных педагогических технологий на уроках
биологии
На этапе объяснения нового материала целесообразно использовать следующие виды учебной деятельности: 1. Цветные рисунки и фото. Учебники и методические пособия не могут иметь большой иллюстративный материал, т. к. это резко повышает их себестоимость. Цифровые технологии позволяют при той же стоимос ...
Конспект занятий
На основании рабочего плана тренер составляет конспект на каждое занятие (табл. 4). В конспекте он перечисляет упражнения, излагает их направленность как средства для решения задач, раскрывает методические приемы, строго регламентирует время. Конспект составляется с учетом результатов предыдущих за ...
Игра – ведущий тип деятельности детей дошкольного возраста
Игра – это основной вид деятельности дошкольника, она оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В ней дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями, осваивают правила человеческого общения. В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, раз ...