Структура творческих способностей

Страница 1

Американский педагог Виктор Ловенфельд разделял со многими учеными убежденность в том, что творческие способности являются весьма распространенной человеческой чертой, зачастую существуя как потенциальные способности, ожидающие своего высвобождения, чтобы проявить вовне скрытые таланты. Он писал: «Мы должны считать своим святым долгом раскрытие и развитие творческих способностей каждого человека, сколь бы тусклой ни казалась их искорка, и заботиться о том, чтобы эта искорка могла стать пламенем».

Способности - это индивидуально-психологические особенности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям и навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности.

Необходимо сделать акцент на врожденности не самих способностей, а их задатков. Задатки не являются движущими силами развития способностей, хотя оказывают на него значительное влияние. Они обуславливают разные пути и способы формирования способностей, влияют на их уровень, высоту достижений человека в какой-либо области, быстроту развития способностей. Таким, образом, задатки обладают существенной, но не решающей ролью.

Способность не является - константным, неизменным свойством. Она существует только в динамике. Развитие способностей осуществляется в процессе: той или иной практической или теоретической деятельности. Таким образом, при формировании и развитии способностей важно учитывать их обусловленность соответственной и конкретной деятельностью.

Следует также подчеркнуть, что не отдельные способности как таковые непосредственно определяют возможность успешного выполнения какой-нибудь деятельности, а лишь то своеобразное сочетание этих способностей, которое характеризует данную личность. Кроме того, одной из важнейших особенностей психики человека является возможность чрезвычайно широкой компенсации одних свойств другими, вследствие чего относительная слабость какой-нибудь одной способности не исключает возможности успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью.

Однако особенности творческой деятельности трактуются и понимаются учеными и специалистами разнообразно. Это находит отражение и в классификации творческих способностей.

Одной из первых попыток глубокого философско-психологического осмысления проблемы одаренности было исследование, испанского врача, жившего в эпоху Возрождения, - Хуана Уарте. Он связывал перспективу возрождения могущества Испанской империи с максимальным использованием на государственной службе особо одаренных людей. Его работа была одним из первых в истории психологии трудов, где рассматривалось - в качестве основной задачи - изучение индивидуальных различий в способностях с целью дальнейшего профессионального отбора. Это исследование с полным правом можно считать одним из первых, предваривших целое направление в антропологических науках и получивших впоследствии наименование «дифференциальная психология».

Страницы: 1 2 3 4


Актуально о образовании:

Понятие интеллекта в трудах отечественных и зарубежных ученых
В анализе мышления трудно обойтись без понятий "интеллект" и "интеллектуальные способности". Словом "интеллект" (от лат. intellectus — понимание, познание) обозначают относительно устойчивую структуру умственных способностей. Существуют различные толкования этого понят ...

Анализ констатирующего эксперимента
Итак, для систематизации нарушений письменной речи у детей с нарушениями зрения, мы воспользовались классификацией Р.И. Лалаевой. И ошибки были отнесены к пяти вышеописанным формам дисграфий: I – артикуляционно-акустическая, II – нарушение фонемного распознавания, III – нарушение анализа и синтеза ...

Этапы развития речи ребенка в норме
Анализ психологической литературы позволил сделать выводы о том, что процесс становления у детей первой функции речи, то есть овладение речью как средством общения, в течение первых семи лет жизни (от рождения до поступления в школу) проходит три основных этапа. На первом этапе ребенок еще не поним ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru