Важная роль в приобщении школьников к ежедневным занятиям физическими упражнениями принадлежит физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе. Развитие этих форм физического воспитания поможет решению задачи внедрения физической культуры в повседневную жизнь и быт учащихся.
К физкультурно-оздоровительным мероприятиям в режиме учебного и продленного дня относится: гимнастика до учебных занятий, физкультурные минуты во время уроков, гимнастика для глаз, физические упражнения и подвижные игры на удлиненных переменах, ежедневные физкультурные занятия в группах продленного дня.
Физкультурно - оздоровительные занятия желательно проводить на открытом воздухе (в зимнее время при температурных режимах, соответствующих гигиеническим нормам конкретной территории).
Каждая школа в соответствии с собственными условиями может самостоятельно разнообразить содержание, организацию и проведение вышеназванных форм физкультурно-оздоровительных мероприятий, а также изменять и дополнять их.
Гимнастика до учебных занятий – это физическое упражнения, проводимые в школе ежедневно до начала уроков. Они оказывают благоприятное воздействие на организации, способствует формированию правильной осанки, воспитывают привычку регулярным занятиям физическими упражнениями. Гимнастика до занятий имеет большое образовательное значение. Её цель - повысить умственную работоспособность учащихся, настроить их на предстоящую учебную деятельность и предупредить негативные сдвиги в организме, связанные с длительным нахождением в неподвижной позе. Она состоит из 4-6 общеразвивающих упражнений низкой интенсивности требующих сосредоточенного внимания на точность выполнения упражнений. Продолжительность её 5-7 минут. Гимнастика до учебных занятий проводится под наблюдением учителя – предметника, ведущего 1-й урок в данном классе. Содержание комплексов разрабатывается учителем физической культуры или по его заданию старшеклассниками и меняется 1 раз в две недели. Целесообразно проводить гимнастику до учебных занятий под музыкальное сопровождение.
Учебная деятельность требует от детей большого нервного напряжения, в результате чего в клетках коры головного мозга происходит изменения, снижающие их функционирование возможности и работоспособность. Во время уроков значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища, особенно спины и шеи, мышцы кисти пишущей руки. В начальной фазе утомления, характеризующейся процессом возбуждения центральной нервной системы происходит увеличение количества отвлечений: дети невнимательно слушают учителя, разговаривают. Подобные спонтанные переключения школьников во время уроков на другие виды деятельности являются охранительной реакцией организма. Затем, если учащиеся не предложить динамическую нагрузку, наступит процесс торможения: подвижность сменяется вялостью. Признаки утомления на время могут отступить, если дать возможность учащимся отдохнуть. С этой целью на уроках рекомендуется проводить физкультурные минутки. Они состоят из 2-3 упражнений, направленных на снятие напряжения мышц спины, пальцев рук и плечевого пояса, содействуют восстановлению умственной работоспособности, препятствуют нарастанию утомления, снижают статическую нагрузку, предупреждают нарушение осанки. Время проведения физкультминутки определяется учителем, ведущим урок. Содержание этой формы, определяется учителем физической культуры, должно быть вариативным по проведению, доводится до сведения учителей предметников и учащихся. Физкультурные минутки рекомендуются также вовремя выполнения домашних заданий.
Также вместо традиционной сидячей позы ввести в урок режим меняющихся поз (попеременное выполнение заданий стоя за конторкой и сидя за партой), поиск необходимой информации не только в книге, но и на большом расстоянии, например на плакатах и др.
Вот некоторые примеры работы по предупреждению близорукости и нарушения осанки у детей.
Упражнения с сигнальными метками. В различных участках классной комнаты, на потолке фиксируются (подвешиваются) привлекающие внимание яркие зрительные, сигнальные метки. Это могут быть игрушки или красочные картинки. Располагать их рекомендуется в равноудаленных участках комнаты, например в четырех углах потолка.
Актуально о образовании:
Содержание и формы организации художественно-творческой
деятельности
В современных педагогических исследованиях рассматриваются в основном три организационные формы обучения: фронтальная, индивидуальная и групповая. Это деление зависит от качества, содержания заданий, которые составляются педагогом для всех, для каждого учащегося отдельно, для отдельных групп. В пед ...
Педагогическая технология на основе активизации и интенсификации
деятельности учащихся
Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативности и соответствием социаль ...
Модифицированный имитационным моделированием метод
экспоненциального сглаживания
Для прогнозирования характеристик образцов техники, математическое описание которых имеет вид , (4.10) целесообразно применять метод экспоненциального сглаживания. Сложившаяся практика использования этого метода предполагает ограничение числа членов ряда Тейлора ,(4.11) аппроксимирующего выражение ...