Идеи личностно-ориентированного образования в работах отечественных и зарубежных исследователей

Новое о образовании » Развитие системы личностно-ориентированного обучения в современном школьном образовании » Идеи личностно-ориентированного образования в работах отечественных и зарубежных исследователей

Страница 4

Франк считал, что в процессе воспитания и обучения педагог должен способствовать культурной самоидентификации ребенка, осознанию своей принадлежности к определенной культуре, принятию ее ценностей, выбору и осуществлению культуросообразного образа жизни, поведения, самодетерминации в мировой культуре.

Флоренский Павел Александрович (1882 - 1937 гг.), - выдающийся русский философ и педагог, психолог и механик, критик и религиозный деятель. Пройдя жестокие уроки Первой мировой и гражданской войн, он пытался донести до общества то, к чему пришел сам: каждый человек, - личность, "человек культуры", Богочеловек, яркая индивидуальность. Он считал, что в процессе воспитания и обучения личность и педагог, для обогащения опыта, должны обращаться к православной вере, богословию, искусству, эстетике и истории как к средству спасения от вредных факторов внешнего мира и как к главному судье в борьбе между добром и злом внутри себя.

По мнению Флоренского, культурное ядро в процессе формирования такой личности, на которое должен опираться педагог, должны составлять универсальные общечеловеческие, общенациональные и региональные ценности. Образование при этом не должно навязывать те или иные ценности, а лишь создавать условия для их узнавания, понимания и выбора, стимулировать этот выбор и последующую внутреннюю работу ребенка над своими поступками и действиями.

Павел Александрович видел в "человеке культуры" - духовную личность, воспитанную на основе религиозности и гуманизма. Он считал, что воспитание духовности через процесс образования - это путь возрождения русской интеллигенции, создание главной внутренней предпосылки, которая затем послужит толчком для развития творческой индивидуальности, свободы выбора и человечности. Процесс формирования такой личности, по мнению самого Флоренского, потребует и от нее самой и от педагога развития духовных потребностей в познании и самопознании, рефлексии, красоте, общении, творчестве, автономию своего внутреннего мира, поиск смысла жизни, счастья, идеала.

Наследие Флоренского огромно. Его перу принадлежат работы по богословию, философии, искусствоведению и эстетике, среди которых такие известные, как "Столп и утверждение истины", "Очерки философии культа" (1918г.), "У водоразделов мысли" и др.

Одним из первых в России в своих работах дал широкое развитие идее свободного воспитания и образования, идее экзистенционального подхода к нему В.В. Зеньковский (1881 - 1962 гг.), проанализировавший и взявший за основу опыт предшественников.

Будучи психологом и педагогом, богословом и философом, он органично сочетал в себе европейскую науку XX в. и отечественные духовно-нравственные традиции. Он до конца жизни оставался на позициях свободного воспитания, основой для которого видел концепции "разумного", гражданского и народного воспитания, представления о личной свободе воспитуемого, уважение к человеческому достоинству, истине, неприкосновенности личности, и идеи служения Отечеству. При этом ему удалось показать, что "задачи воспитания не только труднее, но и важнее, чем задачи обучения", что педагогические приоритеты должны расставляться в соответствии с приоритетами развития души ребенка: "В школе должна иметь место иерархия задач, которая должна соответствовать иерархии в строении души: из побочной и дополнительной темы в школьной жизни воспитательная задача должна занять в ней главное место" (Педагогическое наследие русского зарубежья, М., 1993. С.157). К сожалению, в массовой советской школе, эта ценностная иерархия была нарушена.

Особое внимание в процессе воспитания личности в подростковом и юношеском периодах Зеньковский уделял аспектам полового (гендерного) воспитания и особенностям воспитания и обучения юношей и девушек, которые подробно освещены им в труде: "На пороге зрелости". В этой работе он показывает основные периоды развития организма и психологического портрета подростка, методы, формы, особенности и способы образования детей разного пола и возраста, раскрывает содержание таких понятий как "любовь", "пол", "сексуальность", "брак", "семья", показывает проблемы добрачной половой жизни и вопросы взаимоотношений в семье. Задача этой книги заключается в том, чтобы, на основе современных автору научных знаний и христианской этики, помочь родителям и педагогам "наметить руководящие указания" в сфере полового воспитания личности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Актуально о образовании:

Роль воспитателя при работе в центрах активности
Материалы и оборудование размещаются в специально организованных местах, наличие которых побуждает детей к игре и занятиям. В группе размещаются следующие центры: сюжетно-ролевой, строительства, литература, искусство, манипулятивный, песок и вода, наука. В центрах содержатся разнообразные материалы ...

ДДТ в организации культурного досуга детства
В городе Советске, расположенном в 140 км. от г. Кирова, кроме учреждений культуры, учреждений образования, предприятий, имеется центр дополнительного образования - Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества (МОУ ДОД ДДТ). История этого учрежд ...

Сущность самостоятельной работы студентов
Новые методы обучения основательно и фундаментально готовят студентов к самостоятельной работе не с отдельными параграфами и главами, а по учебному плану в целом, особенно с первоисточниками. Самостоятельная работа в новой методике не самоцель, а средство формирования самостоятельной личности студе ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru