Становление методики обучения биологии в Новое время

Новое о образовании » Зарождение методики обучения биологии в России » Становление методики обучения биологии в Новое время

К середине 80-х гг. XX века методика начального естествознания была представлена методикой обучения "Природоведению" - интегрированного курса, который изучался на начальной и средней ступени общеобразовательной школы в России. Методика обучения природоведению рассматривалась как частная по отношению к общей методике обучения естествознанию (биологии). Такое положение методики начальных курсов естествознания по отношению к методике общего естествознания было обусловлено исторически и являлось исходом процесса дифференциации, в ходе которого из общей методики естествознания выделились частные методики естествознания (природоведения, ботаники, зоологии, анатомии и физиологии человека, общей биологии). Подчеркнем, что с точки зрения содержательной преемственности, на курс природоведения возлагались, как известно, более широкие задачи, выходящие далеко за рамки обеспечения подготовки к изучению курса биологии.

В современной начальной школе представлено уже более десятка курсов начального естественнонаучного образования. Данные курсы оформлены в виде авторских программ, представлены в вариантах учебников и учебно-методических пособиях. Создаются также специальные интегрированные курсы по изучению биологии, физики и химии, изучение которых предполагается в среднем звене, параллельно с линейными курсами. Подобные курсы, по замыслу разработчиков, должны играть роль компенсаторных механизмов, позволяющих преодолеть предметно-содержательную рассогласованность программ между младшим и средним звеном в условиях вариативности. Нельзя не упомянуть еще об одной тенденции, характеризующей и способной изменить вектор современных методических исследований. Речь идет о том, что актуализация идеи формирования у учащихся представлений о взаимоотношениях между природной и социальной средой привела к широкой интеграции естественнонаучных и обществоведческих знаний в рамках начальных курсов естествознания таких, например, как "Мир и человек", "Окружающий мир", "Я и мир вокруг" и др. Примечательно, что подобные курсы занимают равноудаленное положение к образовательными областям "Обществознание" и "Естествознание" с точки зрения их пропедевтической роли.


Актуально о образовании:

Психологическая теория учебной деятельности, её содержание и структура
Учебная деятельность, сохраняя все психологические признаки деятельности, чаще всего представлена как процесс. Человек учится всю жизнь, но это, чаще всего, учебная работа. Как установлено отечественными психологами школы А.Н. Леонтьева, стихийно, самопроизвольно полноценная учебная деятельность не ...

Индивидуальные особенности развития учащихся и их учет в процессе воспитания
Возрастные особен­ности развития учащихся по-разному проявляются в их индивидуальном формировании. Это связано с тем, что школьники в зависимости от природных задатков и ус­ловий жизни (связь биологического и социального) су­щественно отличаются друг от друга. Вот почему разви­тие каждого из них в ...

Работа школьного литературно-музыкального салона
В нашей школе на протяжении уже трех лет проводится литературно-музыкальный салон. Совместно с учителем музыки мы начинали проводить вечера, посвященные знаменательным датам. Потом к нам присоединились учителя английского языка. В настоящее время работаем вместе (см. приложение). Конечно, в приложе ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru