При исследовании всемирно-исторического процесса, по мнению В.С. Соловьева, нужно исходить из того, что его "простейшим элементом" является единичный человек, который собственным опытом, через процесс воспитания и образования, свое взаимодействие с другими достигает совершенства. Поэтому исторический процесс совершается при участии "личных деятелей".
Философ не разделяет представления о том, что личность сама по себе ничего не значит в истории, т.к.: "…Осуществление самого Царства Божия зависит не только от Бога, но и от нас, ибо ясно, что духовное перерождение человечества не может произойти помимо самого человечества, не может быть только внешним фактом; оно есть дело, на нас возложенное, задача, которую мы должны разрешать"3. Но вместе с тем В.С. Соловьев убежден, что ход и исход всемирной истории далеко не покрываются сознательной и намеренной деятельностью исторических лиц и что культ человека не умаляет роли Отца Небесного.
.В.С. Соловьев - это борец за духовность в человеке, за высшие идеалы личности и общества Он одним из первых в России выдвинул идею формирования цельной, духовно воспитанной и образованной личности ребенка как основы для всего общества и государства в целом
Основными его работами, в которых он проповедует идею человека - личности являются такие работы, как: "Оправдание добра: нравственная психология", "Россия и вселенская церковь" и "Чтения о Богочеловечестве".
Русские философы Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский, С.Л. Франк и П.Ф. Флоренский выдвинули концепцию человека, в которой он предстает как эпицентр культуры, ее высшая духовная ценность, которую следует воспитывать и принимать с учетом ее индивидуальных способностей, а также формировать в ней духовные ценности, являющиеся основой общества.
Будучи философом - идеалистом, учителем и психологом, Н.О. Лосский (18 декабря 1870 - 1965 гг.) занимает особое место среди авторов идей, ставших фундаментом для воспитательно-образовательного процесса личности ребенка. Его работа "Характер русского народа" - это собственные размышления и выводы, последовательная и скрупулезная проработка трудов своих предшественников по данному вопросу, - вопросу о воспитании "души отдельных русских людей".
Пройдя еще в юности тяготы службы во Французском Иностранном легионе в Алжире, а позже и ужасы Гражданской войны, он считал основной чертой, которая должна быть воспитуема педагогом и обществом в ученике, религиозность и связанное с нею искание абсолютного добра. В душе воспитанника, по Лосскому, должна быть выработана сила, влекущая человека к добру и осуждающая зло, - голос совести. Он считал, что даже с утратой христианской веры, став атеистом, русский человек - личность, сохраняет стремление к совершенному добру.
Большое внимание в воспитательно-образовательном процесселичности, Н.О. Лосский уделяет формированию уважения к старшим, высокому развитию нравственного опыта, особого интереса к различению добра и зла, чуткого восприятия чужого душевного настроения, живого индивидуального общения даже среди малознакомых людей. Для достижения этих педагогических целей в процессе воспитания и обучения личности, следует обращаться к прошлому историческому и эстетическому опыту русского народа и ряду свойств, присущих русскому характеру: могучей силы воли, любви к свободе, поиску абсолютного добра, человечности, признания высокой ценности каждого человека, отваге и верности слову.
Отрицательными элементами ошибок педагога, по его мнению, могут быть максимализм, экстремизм, невыработанность характера, отсутствие дисциплины, дерзкое испытание ценностей, анархизм и чрезмерность критики.
Эти и другие его позиции были изложены им самим в следующих работах: "Характер русского народа" (1957 г.), "Свобода воли" (Париж, 1927 г.), "Условия абсолютного добра (основы этики)" (Париж, 1931 г.) и "Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция" (Париж, 1938 г.).
Актуально о образовании:
Формирующая работа навыков общения
Способность общаться, или коммуникативные способности, психологи определяют как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми. Способность к общению включает в себя: 1) желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу») ...
Характеристика стертой дизартрии в трудах различных исследователей
Е.Н. Винарская характеризует дизартрию как «…невнятную, смазанную, малоразборчивую речь, обусловленную стволово – подкорковыми очаговыми поражениями мозга». Дизартрия - латинский термин, который в переводе означает расстройство членораздельной речи-произношения. А. Н. Корнев определяет дизартрию у ...
Возможные пути наиболее эффективной организации урока иностранного языка
Экспериментальное обучение проходило на базе 6 «б» класса, гимназии № 14. В гимназии обучение организовано по современной системе диагностических знаний учащихся – используется перекрестный рейтинговый контроль. Учащиеся изучают 2 иностранных языка. С первого класса – английский, с пятого класса – ...