Причины неуспеваемости учащихся по химии в средней школе

Страница 1

Психологические исследования последних лет позволяют учителю-предметнику получить весьма важные сведения о типичных возрастных особенностях сформированности у учащихся определенного возраста различных интеллектуальных умений и других качеств личности. Эти сведения, к сожалению, не стали исходной основой для разработчиков Государственных образовательных стандартов по химии: решение конкретных методических проблем еще очень мало связывается с новейшими результатами психологических исследований. Интенсификация обучения далеко не всегда полезна! Это убедительно подтверждает современное состояние изучения химии в средней школе, когда практически не уменьшенный объем учебного материала пытаются изучать в рекордно сокращенные сроки.

Развитие содержания школьного обучения химии в последние десятилетия 20 века привело к следующему:

1) В составе понятийного содержания учебного курса увеличились объем и глубина освещения теоретических вопросов.

2) Соотношение теоретических и эмпирических методов в формировании понятий изменилось в пользу первого. Усилилась роль абстрактных моделей; эмпирических закономерностей; символико-графических форм выражения информации и т.п.

3) Произошло усиление внутрипредметных связей и возникли потенциальные условия для реальной интеграции формируемых знаний.

4) Расширилась роль общехимических и общенаучных понятий как особого уровня концептуального отражения основ науки.

5) Акцентировано философское осмысление понятий, содействующих раскрытию мировоззренческого потенциала знаний и осуществлению переноса последних в новые условия.

6) Усилилось использование условных знаков, в целом обеспечивающих повышение оперативности использования понятий и развитие символического мышления учащихся.

Все перечисленное отражает усиление теоретического аспекта знаний в школьном обучении. Это следовало бы приветствовать. Однако в условиях существенного сокращения объема учебного времени и явной переоценки типичных возможностей обучаемости учащихся при построении учебных курсов наблюдаемые в школьной практике последствия перечисленных инноваций далеко не однозначны.

По данным многочисленных опросов, учащиеся средних школ относят химию к числу самых нелюбимых и неинтересных учебных предметов! Дело в том, что традиционный подход к отбору учебного содержания не предполагает обращения к очень важному вопросу: как реальные учащиеся подготовлены к полноценному эффективному усвоению знаний? Только ответив на этот вопрос, можно предъявлять какие-либо требования к уровню усвоения знаний учащихся.

Сейчас перед учителями-предметниками стоит достаточно сложная проблема – достижение того высокого уровня образовательного стандарта по химии, который нам предоставили, у учащихся с плоховыраженными познавательными потребностями.

Попытаемся выяснить степень готовности учащихся к различным видам познавательной деятельности, организация которой необходима при изучении школьной химии. Общеизвестно, что в подростковом и раннем юношеском возрасте развитие происходит исключительно интенсивно, поэтому нам придется выделить две возрастные группы учащихся: 13-15 и 16-17 лет (8-9 и 10-11 классы).

Возрастные особенности развития интеллектуальной сферы учащихся 8-11-х классов средней школы:

Выделим те особенности интеллектуального становления учащихся, учет которых особенно важен для обучения химии.

В последние десятилетия совершенствование содержания учебных курсов по химии шло в направлении усиления их теоретизации. Поэтому начнем анализ возрастных способностей учащихся 8-х классов с рассмотрения их готовности к теоретическому мышлению. Обратимся к результатам новейших исследований. Установлено, что у 57,8% восьмиклассников способность действовать в уме не сформирована (12, с.40). Причем у 17,7% учащихся нет даже необходимых исходных предпосылок для ее формирования. Под способностью к действиям в уме понимается оперирование предметами опосредованно, через замещение их наглядными схематическими образами, либо – знаково-символическими заместителями. Эта способность относится к важнейшим характеристикам развития понятийного теоретического мышления. Ее сформированность имеет огромное значение в обучении химии, поскольку содержание предмета требует постоянного оперирования условными заместителями чувственно не воспринимаемых объектов (химическими знаками и их «производными»: формулами, уравнениями реакций и т.п.).

Страницы: 1 2 3


Актуально о образовании:

Связь и различие эстетического и художественного воспитания и образования
Для отечественной педагогической мысли характерна постановка проблемы формирования и развития эстетического потенциала личности. Уже в 1890 году русский педагог В.П.Острогорский в "Письмах об эстетическом воспитании" обращал, внимание на то, что в школе необходимо не только формально разв ...

Самопрезентация личных и профессиональных качеств
Цель программы. Обучение знаниям, умениям и навыкам самопрезентации. Задачи программы. 1. Обучение умениям и навыкам установления контактов. 2. Обучение этике делового взаимодействия. 3. Помощь в обретении собственного речевого стиля. 4. Обучение языку телодвижений. Самое главное в эффективной само ...

Общая характеристика целей воспитания
Цель — осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлены действия человека или группы людей; предполагаемый идеальный результат деятельности. Цель воспитания как социального явления — теоретическое обобщение и выражение потребностей общества в определенном типе личност ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru