Психологические исследования последних лет позволяют учителю-предметнику получить весьма важные сведения о типичных возрастных особенностях сформированности у учащихся определенного возраста различных интеллектуальных умений и других качеств личности. Эти сведения, к сожалению, не стали исходной основой для разработчиков Государственных образовательных стандартов по химии: решение конкретных методических проблем еще очень мало связывается с новейшими результатами психологических исследований. Интенсификация обучения далеко не всегда полезна! Это убедительно подтверждает современное состояние изучения химии в средней школе, когда практически не уменьшенный объем учебного материала пытаются изучать в рекордно сокращенные сроки.
Развитие содержания школьного обучения химии в последние десятилетия 20 века привело к следующему:
1) В составе понятийного содержания учебного курса увеличились объем и глубина освещения теоретических вопросов.
2) Соотношение теоретических и эмпирических методов в формировании понятий изменилось в пользу первого. Усилилась роль абстрактных моделей; эмпирических закономерностей; символико-графических форм выражения информации и т.п.
3) Произошло усиление внутрипредметных связей и возникли потенциальные условия для реальной интеграции формируемых знаний.
4) Расширилась роль общехимических и общенаучных понятий как особого уровня концептуального отражения основ науки.
5) Акцентировано философское осмысление понятий, содействующих раскрытию мировоззренческого потенциала знаний и осуществлению переноса последних в новые условия.
6) Усилилось использование условных знаков, в целом обеспечивающих повышение оперативности использования понятий и развитие символического мышления учащихся.
Все перечисленное отражает усиление теоретического аспекта знаний в школьном обучении. Это следовало бы приветствовать. Однако в условиях существенного сокращения объема учебного времени и явной переоценки типичных возможностей обучаемости учащихся при построении учебных курсов наблюдаемые в школьной практике последствия перечисленных инноваций далеко не однозначны.
По данным многочисленных опросов, учащиеся средних школ относят химию к числу самых нелюбимых и неинтересных учебных предметов! Дело в том, что традиционный подход к отбору учебного содержания не предполагает обращения к очень важному вопросу: как реальные учащиеся подготовлены к полноценному эффективному усвоению знаний? Только ответив на этот вопрос, можно предъявлять какие-либо требования к уровню усвоения знаний учащихся.
Сейчас перед учителями-предметниками стоит достаточно сложная проблема – достижение того высокого уровня образовательного стандарта по химии, который нам предоставили, у учащихся с плоховыраженными познавательными потребностями.
Попытаемся выяснить степень готовности учащихся к различным видам познавательной деятельности, организация которой необходима при изучении школьной химии. Общеизвестно, что в подростковом и раннем юношеском возрасте развитие происходит исключительно интенсивно, поэтому нам придется выделить две возрастные группы учащихся: 13-15 и 16-17 лет (8-9 и 10-11 классы).
Возрастные особенности развития интеллектуальной сферы учащихся 8-11-х классов средней школы:
Выделим те особенности интеллектуального становления учащихся, учет которых особенно важен для обучения химии.
В последние десятилетия совершенствование содержания учебных курсов по химии шло в направлении усиления их теоретизации. Поэтому начнем анализ возрастных способностей учащихся 8-х классов с рассмотрения их готовности к теоретическому мышлению. Обратимся к результатам новейших исследований. Установлено, что у 57,8% восьмиклассников способность действовать в уме не сформирована (12, с.40). Причем у 17,7% учащихся нет даже необходимых исходных предпосылок для ее формирования. Под способностью к действиям в уме понимается оперирование предметами опосредованно, через замещение их наглядными схематическими образами, либо – знаково-символическими заместителями. Эта способность относится к важнейшим характеристикам развития понятийного теоретического мышления. Ее сформированность имеет огромное значение в обучении химии, поскольку содержание предмета требует постоянного оперирования условными заместителями чувственно не воспринимаемых объектов (химическими знаками и их «производными»: формулами, уравнениями реакций и т.п.).
Актуально о образовании:
Анализ результатов опытно – экспериментальной работы
Заключительным этапом опытной работы стало повторное исследование уровня самостоятельности учащихся 1 класса для проверки эффективности проделанной работы. Для этого были использованы те же методики, что и на констатирующем этапе. Был проведен опрос учащихся, целью которого было выявить представлен ...
Особенности развития и воспитания младших школьников
Младший школьный возраст связан с обучением детей в начальных классах. К этому времени их физическое развитие характеризуется важными особенностями: в основном заканчивается окостенение черепа, закрываются роднички, оформляются черепные швы и продолжается упрочение скелета в целом. Однако развитие ...
Роль ДЮСШ в развитии физической культуры района
В настоящее время разработана концепция областной программы «Здоровье - XXI век». Программа рассчитана до 2005 года. В ней отражено то, что главная задача здорового образа жизни — не столько правильное питание, полноценный отдых, спорт и борьба со стрессами, сколько убеждение каждого человека, преж ...