Идеи личностно-ориентированного образования в работах отечественных и зарубежных исследователей

Новое о образовании » Развитие системы личностно-ориентированного обучения в современном школьном образовании » Идеи личностно-ориентированного образования в работах отечественных и зарубежных исследователей

Страница 1

Следует отметить, что личностно ориентированная педагогика есть интеграция теоретического и практического опыта совокупных наук о человеке. Именно личность была объектом изучения многих исследователей: философов, психологов, социологов, врачей, искусствоведов, педагогов и т.д., которые оставили массу научных трудов.

Философы изучали человека как центр мироздания, эпицентр культуры и её высшую ценность, эволюцию человеческого сознания, его божественное предназначение. Психологи пытались понять человека и его действия с точки зрения психического состояния, темперамента, интеллектуальных сил, природных задатков, психологических свойств (восприятия, представления, памяти, внимания, воображения, мышления) самой личности. Медиков интересовало антропологическое развитие человека, его физическое и психологическое здоровье, физиологические особенности организма. Социологи рассматривали идеологические, моральные, эстетические и трудовые качества личности как элемента определенных социальных групп. Педагоги же сделали многое для развития идеи свободного воспитания и личностно-ориентированного обучения, личностного опыта, свободного выбора.

Всеми ими была проделана колоссальная работа, важность которой трудно переоценить. Среди них можно выделить и охарактеризовать деятельность тех, чьи исследования наиболее сильно повлияли на развитие системы личностно-ориентированного образования. Их работы и исследования послужили в дальнейшем философско-психологической и педагогической основой для личностно-ориентированного образования, воспитания нравственной, гуманной и эстетически развитой личности. Изучим опыт и позиции каждого из этих исследователей.

личностное ориентированное обучение россия

Русский философ - идеалист В.С. Соловьев считал, что образование и воспитание личности ребенка должно быть религиозным и в идее божественного происхождения и предназначения человека - личности находил опору для духовного просветления, нравственного образования и воспитания детей, обучения любви, формирования целостной и нравственно воспитанной личности.

Будучи религиозным философом, поэтом, публицистом и мистиком, В.С. Соловьев (1853-1900 гг.) всю свою жизнь проповедовал необходимость такого воспитательного процесса, где находили бы отклик идеи нравственного совершенствования человека и человечества, милосердия и сострадания к людям, чувство единства нации в ответственности перед будущим поколением за судьбу страны и человечества в целом. Он выступал против тех деятелей, которые видели в жизни человечества только общественные массы и считали личность ничтожным и преходящим элементом общества, не имеющего никаких собственных прав, с которым можно не считаться во имя так называемого общественного интереса.

Как считал В.С. Соловьев, - человек идеальный в реальном бытии представлен человеческой личностью - Я, которая формируется постепенно, в образовательном процессе и духовном воспитании. Русский идеалист был убежден, что совершенствование личности происходит при взаимодействии личного опыта с работой и опытом собирательного человечества - общества. "Жизнь человека уже сама по себе и сверху, и снизу есть невольное участие в прогрессивном существовании человечества и целого мира; достоинство этой жизни и смысл всего мироздания требуют только, чтобы это невольное участие каждого во всем становилось вольным, все более и более сознательным и свободным, т.е. действительно-личным, - чтобы каждый все более и более понимал и исполнял общее дело, как свое собственное"1.

Таким образом, между обществом и личностью, согласно философу, нет принципиальных различий, так как "общество есть дополненная, или расширенная личность, а личность - сжатое, или сосредоточенное общество"2. Человек изначально является существом лично-общественным. Общество есть объективно осуществляемое разумное содержание нравственной личности: отчасти уже осуществленное в прошедшем (общее предание), отчасти осуществляемое в настоящем (общественные служения) и, наконец, предваряющие будущее в общественном идеале. Вся история человечества есть постепенное углубление, возвышение и расширение этой двухсторонней, лично-общественной жизни. Однако человек не пользуется настоящей свободой, когда его общественная среда тяготеет над ним как внешняя и чужая сила. В этом противоречивом взаимодействии личности и общества приоритет В.С. Соловьев оставляет за личностью.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Актуально о образовании:

Научные основы физического воспитания детей дошкольного возраста в психолого – педагогических исследованиях
Теория физического воспитания развивается на основе современных исследований и передовой практики физического воспитания. Отечественная наука о физическом воспитании складывалась под влиянием богатого наследия прошлого, корни которого уходят вглубь многовековой русской народной педагогики. На сегод ...

Работа с учителями в рамках методобъединения
Следующее направление в работе классного руководителя – это работа с учителями в рамках методического объединения классных руководителей. Методические объединения создаются, если в школе работают три и более педагогов данного профиля, и бывают предметными, для учителей начальных классов, воспитател ...

Внеклассная работа по изучению функциональных стилей
Виды внеклассной работы по русскому языку необычно многообразны. Это различные лингвистические кружки общества любителей словесности утренники вечера, Экскурсии, лингвистические КВН, олимпиады, тематические конференции, конкурсы, обсуждения популярных книг о русском языке, выпуск тематических стенг ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru