Идеи личностно-ориентированного образования в работах отечественных и зарубежных исследователей

Новое о образовании » Развитие системы личностно-ориентированного обучения в современном школьном образовании » Идеи личностно-ориентированного образования в работах отечественных и зарубежных исследователей

Страница 1

Следует отметить, что личностно ориентированная педагогика есть интеграция теоретического и практического опыта совокупных наук о человеке. Именно личность была объектом изучения многих исследователей: философов, психологов, социологов, врачей, искусствоведов, педагогов и т.д., которые оставили массу научных трудов.

Философы изучали человека как центр мироздания, эпицентр культуры и её высшую ценность, эволюцию человеческого сознания, его божественное предназначение. Психологи пытались понять человека и его действия с точки зрения психического состояния, темперамента, интеллектуальных сил, природных задатков, психологических свойств (восприятия, представления, памяти, внимания, воображения, мышления) самой личности. Медиков интересовало антропологическое развитие человека, его физическое и психологическое здоровье, физиологические особенности организма. Социологи рассматривали идеологические, моральные, эстетические и трудовые качества личности как элемента определенных социальных групп. Педагоги же сделали многое для развития идеи свободного воспитания и личностно-ориентированного обучения, личностного опыта, свободного выбора.

Всеми ими была проделана колоссальная работа, важность которой трудно переоценить. Среди них можно выделить и охарактеризовать деятельность тех, чьи исследования наиболее сильно повлияли на развитие системы личностно-ориентированного образования. Их работы и исследования послужили в дальнейшем философско-психологической и педагогической основой для личностно-ориентированного образования, воспитания нравственной, гуманной и эстетически развитой личности. Изучим опыт и позиции каждого из этих исследователей.

личностное ориентированное обучение россия

Русский философ - идеалист В.С. Соловьев считал, что образование и воспитание личности ребенка должно быть религиозным и в идее божественного происхождения и предназначения человека - личности находил опору для духовного просветления, нравственного образования и воспитания детей, обучения любви, формирования целостной и нравственно воспитанной личности.

Будучи религиозным философом, поэтом, публицистом и мистиком, В.С. Соловьев (1853-1900 гг.) всю свою жизнь проповедовал необходимость такого воспитательного процесса, где находили бы отклик идеи нравственного совершенствования человека и человечества, милосердия и сострадания к людям, чувство единства нации в ответственности перед будущим поколением за судьбу страны и человечества в целом. Он выступал против тех деятелей, которые видели в жизни человечества только общественные массы и считали личность ничтожным и преходящим элементом общества, не имеющего никаких собственных прав, с которым можно не считаться во имя так называемого общественного интереса.

Как считал В.С. Соловьев, - человек идеальный в реальном бытии представлен человеческой личностью - Я, которая формируется постепенно, в образовательном процессе и духовном воспитании. Русский идеалист был убежден, что совершенствование личности происходит при взаимодействии личного опыта с работой и опытом собирательного человечества - общества. "Жизнь человека уже сама по себе и сверху, и снизу есть невольное участие в прогрессивном существовании человечества и целого мира; достоинство этой жизни и смысл всего мироздания требуют только, чтобы это невольное участие каждого во всем становилось вольным, все более и более сознательным и свободным, т.е. действительно-личным, - чтобы каждый все более и более понимал и исполнял общее дело, как свое собственное"1.

Таким образом, между обществом и личностью, согласно философу, нет принципиальных различий, так как "общество есть дополненная, или расширенная личность, а личность - сжатое, или сосредоточенное общество"2. Человек изначально является существом лично-общественным. Общество есть объективно осуществляемое разумное содержание нравственной личности: отчасти уже осуществленное в прошедшем (общее предание), отчасти осуществляемое в настоящем (общественные служения) и, наконец, предваряющие будущее в общественном идеале. Вся история человечества есть постепенное углубление, возвышение и расширение этой двухсторонней, лично-общественной жизни. Однако человек не пользуется настоящей свободой, когда его общественная среда тяготеет над ним как внешняя и чужая сила. В этом противоречивом взаимодействии личности и общества приоритет В.С. Соловьев оставляет за личностью.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Актуально о образовании:

История развития проблемного обучения
Еще в древнее время было известно, что умственная активность способствует и лучшему запоминанию, и более глубокому проникновению в суть предметов, процессов и явлений. В основе стремления к побуждению интеллектуальной активности учащихся лежат определённые философские взгляды. Постановка проблемных ...

Суть и содержание метапредметных результатов
Метапредметные умения, или как их еще называют универсальные учебные действия делятся на несколько видов, это личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и событ ...

Основные показатели и условия развития пространственного мышления
В нашем исследовании важную роль играет оценка показателей развития пространственных представлений. Для выделения показателей развития пространственных представлений обратимся к психолого-педагогической литературе. Так, например, И.С. Якиманская выделяет такие показатели развития пространственных п ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru