Идеи личностно-ориентированного образования в работах отечественных и зарубежных исследователей

Новое о образовании » Развитие системы личностно-ориентированного обучения в современном школьном образовании » Идеи личностно-ориентированного образования в работах отечественных и зарубежных исследователей

Страница 6

Однако не только философия и педагогика формировали базу для развития в будущем личностно-ориентированного образования. Огромный пласт знаний о личности человека, ее индивидуальных особенностях и возможностях был интегрирован из психологии. До сих пор без изучения психологического портрета и особенностей самой личности, педагог не сможет подобрать индивидуальный ключ к воспитаннику, выявить способы и методы воспитания и обучения его личности. Так, например, еще две с половиной тысячи лет тому назад была предложена до сих пор непревзойденная классификация человеческих темпераментов, без определения, которого учитель, психолог или другой профессионал не сможет и не должен работать с ребенком. Были названы и до сих пор используются четыре типа темпераментов, различающихся характером внешних реакций человека на воздействие его ближайшего окружения: холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический. Определив, какой тип темперамента присущ данной личности, педагог сможет применить для него определенные методы в процессе обучения и воспитания, способствовать выбору этой личностью какого-либо определенного рода деятельности.

В последующие времена предпринимались неоднократные попытки найти дополнительные характеристики человеческого темперамента. Одним из примечательных вторжений в эту область изучения человека можно назвать книгу американского психолога Д. Белла "Творцы" (1973 г.). Отвечая на потребности бизнеса в методике отбора менеджеров, Д. Белл и его сотрудники выявили среди действующих в американском бизнесе менеджеров следующих шесть психологических типов: деспот, организатор, творец, исполнитель, уклонист и подхалим. Позже результаты их исследований были использованы в системе образования США.

Особое место для изучения личности в рамках личностно-ориентированного процесса обучения среди наук, исследующих человека, занимает деятельность выдающегося русского физиолога, академика Павлова Ивана Петровича (1849-1936 гг.). Он считал, что основное влияние, которое оказывает темперамент человека на организацию его обучения, состоит в его "индивидуальном темпе" жизнедеятельности. Различия в темпераменте учащихся могут потребовать гомогенизации по этому признаку учебных групп. И.П. Павлов выявил, что, несмотря на безусловное влияние темперамента личности на особенности организации его образования, от темперамента не зависит качество усвоения знаний и умений человеком. Качество обучения - это производная задатков личности.

Академик Павлов предположил, что все человечество, вследствие специфических различий в интеллектуальных свойствах личности, можно разделить на две радикально отличающиеся группы: "артистов" и "мыслителей".

К категории "артистов" И.П. Павлов отнёс людей с врождённым, преимущественно гуманитарным складом ума. При таком складе ума люди лучше воспринимают информацию, когда она представлена в наглядном виде и в целостных формах. Они обладают конкретным, предметно ориентированным мышлением и не придают значения деталям. Для них логико-математические абстракции представляют собой часто неодолимую трудность для понимания. В противоположность артистам, "мыслители" обладают гибким абстрактным мышлением и легко постигают методы логико-математического представления свойств объектов и событий.

Гениальная догадка И.П. Павлова подтверждается многими другими российскими и зарубежными исследователями, в той или иной форме пришедшими к заключению о вариативности человеческих задатков и обусловленности ими типа интеллектуального развития каждого индивида. А внедрение единых экзаменов в США и России даёт некоторое опосредованное представление о соотношении "артистов" и "мыслителей" в популяции учащихся: в США из отчётов различных штатов можно заключить, что в среднем до 30% - 40% учащихся проваливаются на математическом тесте. Единый экзамен в России дает, примерно, те же цифры. Его разработки вошли в основу психологии и педагогики как исследования в сфере изучения психофизиологического портрета личности, ее черт характера, индивидуальных способностей и качеств.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Актуально о образовании:

Образовательный процесс в ДОУ как среда развития субъектности ребенка-дошкольника
Часть 1. Наблюдение за деятельностью детей на примере трудовой деятельности. Понаблюдайте за трудовой деятельностью детей данной возрастной группы и определите уровень развития субъектных свойств у дошкольников: 1 — отсутствие свойства; 2 — низкий уровень развития свойства (ведущая роль взрослого); ...

Лингвопсихологический анализ письменной речи
В результате обучения иностранным языкам в средней школе учащиеся должны научиться не только говорить, но и читать и понимать иностранный текст. Чтение на иностранном языке является одной из целей обучения в средней школе. Чтение рассматривается как речевая деятельность, направленная на восприятие ...

Понятие, этапы и критерии исправления
В теории отмечается, что в сфере исправительного воздействия осужденных существуют различные проблемы, в частности криминологические, социально-экономические, психологические, педагогические, нравственные и т.д. Их первопричина усматривается в отсутствии целостного подхода к разрешению проблем и об ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru