Идеи личностно-ориентированного образования в работах отечественных и зарубежных исследователей

Новое о образовании » Развитие системы личностно-ориентированного обучения в современном школьном образовании » Идеи личностно-ориентированного образования в работах отечественных и зарубежных исследователей

Страница 3

Н.А. Бердяев (1874 - 1948 гг.), будучи философом - мистиком и педагогом, писателем и психологом, считал, что каждый человек в процессе подрастания должен обрести свою духовную сущность, стать частью человечества, постигая культуру и творя ее. Человек культуры - свободная личность, способная к самоопределению в мире культуры. С педагогической точки зрения это означает воспитание у учащихся таких взаимосвязанных качеств, как высокий уровень самосознания, чувство собственного достоинства, самоуважения, самостоятельность, самодисциплина, независимость суждений, сочетаемая с уважением к мнению других людей, способность к ориентировке в мире духовных ценностей и в ситуациях окружающей жизни, умение принимать решения и нести ответственность за свои поступки, осуществлять свободный выбор содержания своей жизнедеятельности, линии поведения, способов своего развития и др. Как считал Н.А. Бердяев, воспитание свободной личности потребует исключения из образовательной системы любых методов и форм давления на ребенка и всемерного поощрения и развития практики включения учащихся с раннего возраста в ситуации выбора, самостоятельности решений, вариативного обучения и других механизмов демократизации образовательно-воспитательной системы.

В образе "человека культуры" Н.А. Бердяев видел гуманную (гуманизированную) личность. Он утверждал, что гуманность - это вершина нравственности, т.к. в ней любовь к людям, ко всему живому сочетается с милосердием, добротой, способностью к сопереживанию, альтруизмом, готовностью оказывать помощь, пониманием ценности и неповторимости каждого человека, неприкосновенности человеческой жизни, стремлением к миру, согласию, добрососедству, умением проявлять терпимость и доброжелательность к людям, независимо от их расы, национальности, вероисповедания, положения в обществе, личных свойств. Воспитание этих качеств состоит в необходимости всесторонней гуманитаризации содержания образования, гуманизации его методов и всей системы воспитательных отношений.

Н.А. Бердяев считал, что "человек культуры" - это духовная личность. Для него воспитание духовности - это путь возрождения русской интеллигенции, создание главной внутренней предпосылки для развития творческой индивидуальности. Воспитание такой личности предполагает развитие духовных потребностей в познании и самопознании, рефлексии, красоте, общении, творчестве, автономию своего внутреннего мира, поиск смысла жизни, счастья, идеала.

Под образованием Н.А. Бердяев понимал основу духовности, общества, культуры. Однако чтобы стать таковым, оно должно иметь соответствующее содержание, ориентированное на общечеловеческие ценности, мировую и национальную духовную культуру, и включать изучение учащимися основ философии, этики, эстетики, человековедения, истории религий и других гуманитарных предметов.

Все это он изложил во многих своих трудах по педагогике, философии истории, творчества, социальной философии и др., основными и наиболее известными среди которых были: "О рабстве и свободе человека", "Философия неравенства", "Автобиография", "Избранные произведения", "Смысл истории" и "Русская идея".

С.Л. Франк (1877 - 1950 гг.) считал, что личность, как Богочеловек и "человек - культуры", должны воспитываться в духе этических учений православного христианства и других мировых религий, русской национальной культуры, истории, гуманности.

Главными ценностями в личности человека, которые он видел и считал нужными формировать были: физическое здоровье, способность мыслить, чувствовать настроения других людей, стремление быть гражданином, хорошим семьянином, тружеником, умение взаимодействовать с другими людьми, быть свободным, гуманным, творческим, духовно развитым и быстро адаптируемым.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Актуально о образовании:

Суть и содержание метапредметных результатов
Метапредметные умения, или как их еще называют универсальные учебные действия делятся на несколько видов, это личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и событ ...

Сравнение нормы с ОНР у детей в дошкольном возрасте
Одним из компонентов всестороннего изучения детей (их речевых и не речевых процессов, сенсомоторной сферы, интеллектуального развития, личностных особенностей и т. д.) является логопедическое обследование. Его цель – установить, какое речевое нарушение имеется у ребенка, определить его характер и с ...

Роль педагога в проблемном обучении
Специфика целей и методов проблемного обучения существенно изменяет роль преподавателя в педагогическом процессе и обуславливает появление новых требований к педагогу. Можно выделить следующие основные задачи, которые ставит перед преподавателем проблемное обучение: Информативное обеспечение; Напра ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru