Война и музыка . как эти понятия безмерно далеки одно от другого! В дни самых страшных и горьких испытаний любовь к музыке не покинула русский народ, она жила в его душе, помогая ему переносить тяготы войны. В трудные месяцы начала Великой отечественной войны начинает свою историю Детская музыкальная школа в г. Советске. Инициатором создания школы был преподаватель музыки средней школы №1 Виталий Васильевич Соснин. Большой любитель хорового пения, опытный педагог, он весной 1941 г. добился разрешения Кировского управления культуры на открытие Детской музыкальной школы в нашем городе. Но время продиктовало иначе, учителю музыки пришлось взять в руки винтовку и насмерть сразиться с фашизмом, защищая Родину. Осенью первого военного года в Советск эвакуируется киевский композитор Мария Семеновна Завалишина. Она назначается директором еще не существующей школы и ее первым преподавателем по классу фортепиано.
На тот момент для школы не было ни помещения, ни денег, ни инструментов, ни нот. Были одни энтузиазм и желание сделать полезное городу, который обогрел Марию Семеновну в те трудные годы. К тому времени в Советске уже было много эвакуированных детей, которые или хотели продолжить свое музыкальное образование, начатое на родине, или обучаться с самого начала. Постепенно набралось 35 человек, и в декабре 1941 г. школа была открыта.
Занятия проходили в средней школе №1, в кабинете, где проходили уроки пения. До пяти часов в нем шли обычные уроки (дети занимались в 3 смены), а с пяти часов начинались занятия музыкальной школы. Рояль был только один, а готовить уроки дети спускались в полуподвал, где стояло разбитое пианино с содранной и поломанной клавиатурой.
Для этих самостоятельных занятий тоже было составлено расписание, и дети очень аккуратно и с большой охотой использовали положенное им время. К тем немногим ученикам, у которых дома были инструменты, Мария Семеновна ходила на занятия сама. Вскоре из Кировской музыкальной школы прислали немного нот. Бумаги нотной не было, приходилось чертить линейкой на обычной бумаге. Осенью 1942 г. Марию Семеновну Завалишину отозвали на работу в Киров в музыкальное училище. После войны Мария Семёновна попыталась наладить связь со школой, но директора часто менялись, и настоящий контакт наступил с того времени, как директором стала Анна Дмитриевна Тутубалина, которая является им и сейчас.
Более шестидесяти лет нас отделяет от того военного времени. Около 700 детей получили за последние 10 лет музыкальное образование. Уже много лет разрешён кадровый вопрос, некогда так тормозивший развитие школы. сегодня работают 25 преподавателей, 19 из них бывшие ученики (Приложение 17). Школа располагает хорошей материальной базой. Там 22 фортепиано, 68 баянов, свыше 10 тысяч экземпляров нотной литературы. .
На данный момент (2005-2006 учебный год) в школе обучается 450 учащихся. Продолжают своё музыкальное образование более 20 студентов в различных учебных заведениях. Это «Училище Искусств», «Колледж Искусств», «Педагогическое училище».
В настоящее время школа является центром музыкальной культуры и носит название «Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Советская детская школа искусств им. М. С. Завалишиной Кировской области» , которое было присвоено по решению Советской районной Думы от 24.02.2004 год. О её деятельности знают в каждом уголке района.
С сентября 1979 года открыта детская художественная школа в здании бывшей средней школы №2 (Приложение 16). Первый директор Гончаров Александр Васильевич (окончил Кировское художественное училище) попал сюда по распределению. Школы в то время открывались в местах традиционных народных промыслов (в г. Советске – кружевоплетение). На то время базы практически не было, что-то давало педагогическое училище, что-то дом творчества. Натурный фонд был собран этим же человеком (покупали в художественных салонах).
Актуально о образовании:
Основные центры современного общего классического образования
Средняя школа №1 города Советска - одна из старейших в области. За стасорокалетнюю историю своего существования она несколько раз меняла своё название и облик. Но традиции сохранялись, наполнялись новым содержанием . Прародительницей школы считается женское училище, открытое в удельной слободе Кука ...
Основные требования к современному педагогическому процессу
Первое и основное требование к современному педагогическому процессу - содержание изучаемых материалов должно быть связано с жизнью, отражать научную истину и соответствовать современному уровню развития данной науки, а методы обучения - уровню новейших достижений дидактики. Ознакомление учащихся с ...
Анализ результатов диагностики особенностей
лексической стороны речи детей контрольной группы
В экспериментальном исследовании с целью изучения особенностей лексической стороны речи у детей 5 - 6 лет мы применили диагностические методики Е.Ф. Архиповой[2] «Исследование семантической структуры слова и лексической системности»: · методика №1 «Классификация понятий», · методика № 2 «Подбор ант ...