Война и музыка . как эти понятия безмерно далеки одно от другого! В дни самых страшных и горьких испытаний любовь к музыке не покинула русский народ, она жила в его душе, помогая ему переносить тяготы войны. В трудные месяцы начала Великой отечественной войны начинает свою историю Детская музыкальная школа в г. Советске. Инициатором создания школы был преподаватель музыки средней школы №1 Виталий Васильевич Соснин. Большой любитель хорового пения, опытный педагог, он весной 1941 г. добился разрешения Кировского управления культуры на открытие Детской музыкальной школы в нашем городе. Но время продиктовало иначе, учителю музыки пришлось взять в руки винтовку и насмерть сразиться с фашизмом, защищая Родину. Осенью первого военного года в Советск эвакуируется киевский композитор Мария Семеновна Завалишина. Она назначается директором еще не существующей школы и ее первым преподавателем по классу фортепиано.
На тот момент для школы не было ни помещения, ни денег, ни инструментов, ни нот. Были одни энтузиазм и желание сделать полезное городу, который обогрел Марию Семеновну в те трудные годы. К тому времени в Советске уже было много эвакуированных детей, которые или хотели продолжить свое музыкальное образование, начатое на родине, или обучаться с самого начала. Постепенно набралось 35 человек, и в декабре 1941 г. школа была открыта.
Занятия проходили в средней школе №1, в кабинете, где проходили уроки пения. До пяти часов в нем шли обычные уроки (дети занимались в 3 смены), а с пяти часов начинались занятия музыкальной школы. Рояль был только один, а готовить уроки дети спускались в полуподвал, где стояло разбитое пианино с содранной и поломанной клавиатурой.
Для этих самостоятельных занятий тоже было составлено расписание, и дети очень аккуратно и с большой охотой использовали положенное им время. К тем немногим ученикам, у которых дома были инструменты, Мария Семеновна ходила на занятия сама. Вскоре из Кировской музыкальной школы прислали немного нот. Бумаги нотной не было, приходилось чертить линейкой на обычной бумаге. Осенью 1942 г. Марию Семеновну Завалишину отозвали на работу в Киров в музыкальное училище. После войны Мария Семёновна попыталась наладить связь со школой, но директора часто менялись, и настоящий контакт наступил с того времени, как директором стала Анна Дмитриевна Тутубалина, которая является им и сейчас.
Более шестидесяти лет нас отделяет от того военного времени. Около 700 детей получили за последние 10 лет музыкальное образование. Уже много лет разрешён кадровый вопрос, некогда так тормозивший развитие школы. сегодня работают 25 преподавателей, 19 из них бывшие ученики (Приложение 17). Школа располагает хорошей материальной базой. Там 22 фортепиано, 68 баянов, свыше 10 тысяч экземпляров нотной литературы. .
На данный момент (2005-2006 учебный год) в школе обучается 450 учащихся. Продолжают своё музыкальное образование более 20 студентов в различных учебных заведениях. Это «Училище Искусств», «Колледж Искусств», «Педагогическое училище».
В настоящее время школа является центром музыкальной культуры и носит название «Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Советская детская школа искусств им. М. С. Завалишиной Кировской области» , которое было присвоено по решению Советской районной Думы от 24.02.2004 год. О её деятельности знают в каждом уголке района.
С сентября 1979 года открыта детская художественная школа в здании бывшей средней школы №2 (Приложение 16). Первый директор Гончаров Александр Васильевич (окончил Кировское художественное училище) попал сюда по распределению. Школы в то время открывались в местах традиционных народных промыслов (в г. Советске – кружевоплетение). На то время базы практически не было, что-то давало педагогическое училище, что-то дом творчества. Натурный фонд был собран этим же человеком (покупали в художественных салонах).
Актуально о образовании:
Возрастные особенности художественно – творческого
развития детей младшего школьного возраста
Сложность проблемы развития творческих способностей у детей обусловлена большим числом разноплановых факторов, определяющих как природу, так и проявление творческих способностей. В основном эти факторы можно объединить в три наиболее общие группы. Первая группа включает природные задатки и индивиду ...
Изложение материала учителем
и самостоятельная работа учащихся
К изучению органической химии учащиеся приступают после занятий неорганической химией. У них уже имеется сравнительно богатый запас конкретных представлений о веществах и химических реакциях, ими усвоены общие понятия науки, изучены ее фундаментальные законы и теории. Тем самым они подготовлены к б ...
Характеристика структурных компонентов речи в норме
В возрасте, когда процесс развития речи далеко не завершен (2 г. 6 месяцев – 5 лет), специалисту необходимо разграничивать, что уже должно быть сформировано в детской речи, что только начинает складываться, а каких проявлений вообще не следует ожидать в ближайшее время. Такой анализ и оценку речево ...