Основная форма организации логопедических занятий в начальной школе – это индивидуальная и подгрупповая работа. Такая организация коррекционно-развивающей работы является эффективной, т.к. ориентирована на личностные индивидуальные особенности каждого ребенка.
Основные направления работы:
Коррекция произношения
Развитие навыков анализа и синтеза звукового и морфологического состава слова
Обогащение лексического запаса
Овладение грамматическими категориями
Развитие связной речи
Коррекция произношения:
Артикуляционный массаж
Артикуляционная гимнастика
Постановка звука
Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях, текстах
Дифференциация смешиваемых звуков
Развитие навыков звукового анализа:
Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза – основа грамотного письма и чтения. Различные упражнения и игры направлены на закрепление умения услышать в слове различные звуки, понять, что они расположены в определенной последовательности, выделить место каждого звука в слове.
Слоговой анализ:
Тесно связана со звуко–буквенным анализом работа над слоговым анализом и синтезом. Она включает деление слов на слоги, уточнение их последовательности, выделение ударных слогов, составление слов из различных слогов и др.
Словарная работа:
Важно привлечь внимание детей к значению и оттенкам значения слова, способам словообразования, различным группам слов. Дети учатся вслушиваться в слова, сравнивать их, связывать изменения в звуковом составе слова с изменениями смысла слова.
Развитие грамматического строя речи:
Задачами данного раздела коррекционной работы являются следующие:
учить детей правильно строить простые и сложные предложения,
наблюдать связь слов в словосочетаниях и предложениях,
распространять предложениями второстепенными и однородными членами.
В процессе обучения учащиеся овладевают навыком правильного употребления в речи основных грамматических категорий, закрепляется навык практического словоизменения (по родам, числам, падежам, временам).
Развитие связной речи:
Развитие связной речи идет на материале сюжетных картин, серий сюжетных картин, пересказе, сочинениям с использованием различных техник рисования, игр-драматизаций, упражнений на развитие выразительности речи.
Предупреждение и исправление ошибок письма и чтения:
Все виды работ, описанные выше, направлены на предупреждение и исправление ошибок письма и чтения, но в работе используются и специфические логопедические упражнения. Например, работа со слоговыми таблицами различной сложности, чтение с рамкой, чтение с повтором, чтение «елочкой», составление слов из букв разрезной азбуки, вставление нужной буквы, исправление ошибок в тексте и др.
Развитие зрительно-моторной координации:
Очень важный этап коррекционной работы – это развитие зрительно – моторной координации, т.е. совокупной деятельности зрительного, двигательного и тактильного анализаторов. От успеха в этой работе во многом зависит предотвращение и исправление ошибок письма и чтения, связанных с зеркальностью, заменой сходных по оптико – пространственным признакам букв.
Связь логопеда с родителями
Индивидуальные консультации (показ упражнений артикуляционной гимнастики, речевого дыхания, приемов логопедического массажа, обсуждение динамики коррекционной работы)
Занятия с детьми (просмотр и обсуждение индивидуальных и подгрупповых занятий)
Домашние задания (артикуляционная гимнастика, закрепление правильного произношения в слогах, слоговых рядах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах)
Актуально о образовании:
Модели деятельности российских и зарубежных социальных служб с агрессивными
детьми
Проблема детской агрессивности имеет большую историю рассмотрения. «Тренинг социальных умений или как научиться не создавать себе проблемы» применяется в США для работы с агрессивными детьми младшего школьного возраста. После окончания тренинга исследователи наблюдали, как ведут себя бывшие участни ...
Историко-педагогический анализ проблемы формирования
умений решать текстовые задачи
Проблема формирования умений решать текстовые задачи учащихся является актуальной на протяжении становления и развития педагогической науки. С давних пор педагогов и воспитателей интересовал вопрос о роли текстовых задач в обучении. Решение текстовых задач играет в математическом образовании очень ...
Педагогические технологии
Проблемы образовательных технологий, огромный опыт педагогических инноваций, авторских школ и учителей-новаторов постоянно требуют обобщения и систематизации. Педагогические системы могут быть описаны как целостные явления с помощью ряда признаков (по В. Г. Афанасьеву): - интергративные качества (т ...