Понятие мотивации является центральным в психологической теории деятельности, как отмечает Б Известно, что нельзя надеяться на успех в обучении, если у ученика нет к нему интереса. Это в полной мере относится и к организации запоминания учебного материала. Магистральный путь повышения интереса к учебе заключается в том, чтобы учебный материал "приобрел" личностный смысл, смысл "для себя" (А.Н. Леонтьев).
По существу деятельность педагога должна быть направлена на то, чтобы добиться понимания и применения основного правила эффективного запоминания, состоящего в том, что для того, чтобы запоминать любой материал правильно и надежно, необходимо каким-либо образом его организовать: сгруппировать, классифицировать, составить мнемический план, найти ассоциации и так далее.
Какие же мнемические действия обеспечивают осмысленность, избирательность, точность и полноту запоминания и воспроизведения материала? Работы А.А. Смирнова и его учеников раскрывают роль различных мнемических приемов в процессе запоминания. Прежде всего это смысловая группировка, смысловые опорные пункты, соотнесение нового со старым, хорошо известным, классификация, план запоминания. Экспериментальные исследования В.Д. Шадрикова и Л.В. Черемошкиной позволяют выделить другие мнемические действия.
Обнаружив нерациональные приемы, например запоминание с помощью механических повторений или неумение составлять мнемический план для запоминания большого объема и т.д., учитель должен корректировать их педагогическим воздействием. Общие приемы организации заучивания материала на уроке и приемы усовершенствования памяти представлены в Приложении 6.
Как известно, выделяют двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую память. Учитель должен стараться, чтобы в учебном процессе запоминание опиралось на различные виды памяти. Не надо бояться дублирования. Один и тот же материал может быть изложен устно, проиллюстрирован образно, закреплен письменно и т.д.
Организуя работу таким образом, учитель будет способствовать не только прочности запоминания, но и развитию памяти и других познавательных способностей, поскольку попутно может ставить вопросы и давать задачи типа: представьте этот материал в виде схемы, нарисуйте структуру данного параграфа, опишите словами эту схему, классифицируйте эти информацию, сравните свойства двух материалов, сравните принцип действия данных механизмов.
Хорошая память - залог успешной учебы, но сама она прямо зависит от широты интересов и познавательной активности школьника.
В сложной структуре человеческой психики есть удивительное свойство - воображение, или фантазия. Если при помощи восприятия и мышления человек узнает о свойствах, связях и отношениях вещей, явлений, существующих реально, то в воображении отражается и то, что есть, и то, что было, но свидетелем чего человек не мог быть, и то, чего нет, но что может быть, и то, что никогда не произойдет, никогда не сбудется. Если мышление отражает в основном объективную реальность, что воображение отражает субъективный мир человека, его видение этой реальности.
Воображение не может развернуться на пустом месте. Для того, чтобы начать фантазировать, человек должен увидеть, услышать, получить впечатления и удерживать их в памяти. Чем больше знаний, чем богаче опыт человека, чем разнообразнее его впечатления, тем больше возможностей для комбинации образов. Таким образом, задача учителя - накапливать у учащихся яркие образы в ходе изучения учебных предметов, с тем чтобы, опираясь на них, они могли воссоздавать соответствующие действительности картины, ситуации, события. Чаще всего формирование представлений происходит на основе рассказа учителя. От того, насколько яркой и образной будет речь педагога, во многом зависит яркость и отчетливость представлений и образов воображения у школьников. Учителю важно тщательно продумать свое объяснение, добиться его максимальной сжатости и логичности, последовательности, подобрать интересные примеры, правильно расположить их в своем рассказе. В частности, полезно яркий эмоциональный пример поставить в начало рассказа, что создаст положительную установку на весь урок. При этом следует помнить, что слишком большое количество примеров ведет к расплывчатости, неустойчивости представлений, а слишком малое - к их недостаточной дифференцированности, невозможности свободно оперировать образами.
Актуально о образовании:
Теория решения изобретательских задач – Триз
Триз — теория решения изобретательских задач — область знаний, исследующая механизмы развития технических систем с целью создания практических методов решения изобретательских задач. «Цель Триз: опираясь на изучение объективных закономерностей развития технических систем, дать правила организации м ...
Организация фенологических наблюдений
Организация фенологических наблюдений, имеющих научное значение, требует создания в школе постоянно действующего фенологического кружка. К его работе рекомендуется привлекать учеников начиная с 5-го класса. Нет надобности в слишком большом кружке. Вполне достаточно, если в нем занимается 15-20 чело ...
Разделение и кооперация труда руководителей дошкольного образовательного
учреждения – основа организации деятельности управляющей системы
Организация в системе управления дошкольным учреждением направлена на формирование не только управляемой, но и управляющей подсистемы, разделение и кооперация труда в которой должны осуществляться на более высоком уровне. Четкое, продуманное разделение и кооперация труда руководителей дошкольного у ...