Современный урок и психолого-педагогические основы познавательного интереса учащихся

Новое о образовании » Теоретический анализ проблемы творческого потенциала современного учителя » Современный урок и психолого-педагогические основы познавательного интереса учащихся

Страница 8

На формируемые у человека воссоздающие и творческие образы оказывают влияние его прошлый опыт, особенности его личности (взгляды, интересы, убеждения), цели и намерения, а также функциональное состояние, что, в свою очередь, ведет к индивидуальным различиям представлений об одних и тех же предметах и явлениях. Поэтому при организации и проведении урока надо, с одной стороны, безусловно учитывать возрастной, половой, социальный состав школьников, их функциональное состояние (например, разница в состоянии на первом и шестом уроках), а с другой - всячески поощрять школьников на самостоятельные рассуждения, примеры, дополнения, не совпадающие с примерами из учебника или объяснения учителя, что позволяет судить о правильности их представлений. И наоборот, шаблонность ответов не является свидетельством точности и прочности знаний школьников.

При организации обучения учителю полезно использовать и различия в прошлом опыте школьников. Знания учеников, дополняя друг друга, образуют общий фонд памяти, который позволяет коллективно найти наиболее рациональное решение за самое короткое время, составить наиболее полное представление об изучаемом объекте или явлении или процессе, тем более, что информация, полученная от товарищей, воспринимается лучше, чем сведения, сообщенные учителем или прочитанные в учебнике.

Для формирования многих представлений и понятий очень полезно сообщать учащимся их функции и условия их использования. Например, учитель может предложить школьникам сконструировать простейший прибор, который бы отвечал ряду требований и применялся бы для решения определенного круга задач. Очень важно, чтобы ученик самостоятельно применял приемы представления и воображения в процессе самоподготовки. В обучении необходимо предоставлять не сам ответ, а демонстрировать его генезис, подталкивать ребенка к поиску условий происхождения объектов. Дидактически это выражается в раскрытии перед ребенком процесса происхождения явлений и объектов, в уяснении их смысла и взаимосвязи с другими процессами. Тогда, как показывают исследования В.В. Давыдова, происходит овладение понятием. В этой связи основное дидактическое требование к обучению при опоре на воображение - не давать готовых знаний, поскольку готовое знание сужает воображение, притупляет его возможности и развитие.

Воображение является существенной составной частью творческого процесса, проявляющегося в различных сферах человеческой деятельности. Оно как бы "центр, фокус, вокруг которого, образно говоря, теснятся другие психические процессы и свойства, которые обеспечивают его функционирование. Полет фантазии в творческом процессе обеспечивается знаниями (добытыми мышлением), подкрепляется способностями и целеустремленностью, сопровождается эмоциональным тоном. И вся эта совокупность психической активности, где воображение выполняет главную роль, может привести к большим открытиям, изобретениям, созданию разнообразных ценностей во всех видах человеческой деятельности.

Познание объективной действительности начинается с ощущений и восприятий, но не заканчивается ими. От ощущений и восприятия познание переходит к мышлению, которое выходит за рамки чувственно данного и расширяет границы нашего познания. Мышление, проявляется в учебной деятельности в понимании учебного материала, в решении разнообразных задач и проблем, в постановке целей и в рефлексивной регуляции.

Всякая деятельность, в том числе и мышление, порождается мотивами. Существуют различные мотивы мышления. Следует различать внутренние (собственно познавательные мотивы, связанные с содержанием и процессом мышления) и внешние мотивы (внешние по отношению к процессу мышления). Наиболее эффективной является собственно познавательная мотивация, поскольку она обеспечивает полноценную умственную работу. В случае внешней мотивации возможны негативные ситуации, в которых школьник будет действовать формально (например, решать задачу лишь потому, что ее задали). Итак, если мы хотим, чтобы наши школьники действительно мыслили в процессе обучения, то мы должны сформировать и всячески поддерживать у учащихся собственно познавательные мотивы.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10


Актуально о образовании:

Историко-педагогический анализ проблемы формирования умений решать текстовые задачи
Проблема формирования умений решать текстовые задачи учащихся является актуальной на протяжении становления и развития педагогической науки. С давних пор педагогов и воспитателей интересовал вопрос о роли текстовых задач в обучении. Решение текстовых задач играет в математическом образовании очень ...

Проявляются ли элементы сотворчества в руководстве творческими играми
Руководство творческими играми — один из самых сложных разделов методики дошкольного воспитания. Педагог не может заранее предвидеть, что придумают дети и как они будут вести себя в игре. Но это не значит, что роль воспитателя в творческой игре менее активна, чем на занятиях или в играх с правилами ...

Особенности использования дидактического материала в системе М. Монтессори
О значении материала. Следует отметить, что из-за того, что дидактический материал находится на виду, его роль по сравнению с другими элементами подготовленной среды в методе Монтессори часто преувеличивается. Кроме того, в некоторых случаях неправильно понимается его цель. Это не учебное оборудова ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru