Современный урок и психолого-педагогические основы познавательного интереса учащихся

Новое о образовании » Теоретический анализ проблемы творческого потенциала современного учителя » Современный урок и психолого-педагогические основы познавательного интереса учащихся

Страница 3

Уроки традиционной системы до сих пор в огромном своем большинстве строятся на основе авторитарных отношений педагога к детям. Здесь налицо субъектно-объектный тип отношений. С детьми говорят, но не общаются, не "видят" их, не входят в их положение, не сопереживают им, не стремятся понять. Немалое количество учителей, работающих в традиционном педагогическом ключе, основывают свою "педагогику" на трех принципах: "Надо!", "Делай так, как я говорю", "Не морочь мне голову своими вопросами". Здесь гибкость педагогической тактики заменяется резким окриком, или многословием раздражения и гневливости. Основными чертами таких отношений являются: недоверие к ребенку, убежденность в его несостоятельности; несправедливость по отношению к нему; навязывание своего мнения; противоречие между словом и делом, некорректность, доходящая нередко до унижения ученика; высокая, часто не соответствующая реальности, самооценка своей персоны; энергичный, волевой нажим на ребенка, использование приказа и требования как единственного средства педагогического воздействия; широкое использование драматизированных монологов, угроз и т.п. Такое отношение к ребенку неизбежно ведет к его взвинченности. Иногда удается подавить возбуждение, но какой ценой". Цена действительно велика - отчужденность ребенка от школы и отвращение к учению на всю последующую жизнь.

Совсем другие отношения складываются на уроке в системе развивающего обучения, которое диктует их своей технологией. Традиционные методы обучения предназначены для организации репродуктивной учебной деятельности, которая по своей природе индивидуальна. Работая с классом, учитель фактически организует работу каждого ученика в отдельности. Между тем, учебное исследование, лежащее в основе развивающего обучения, по своей природе коллективно, оно предполагает критическое сопоставление разных позиций, методов, результатов. Это ставит учителя перед необходимостью искать формы и методы групповой и коллективно-распределенной деятельности учащихся, которая может осуществляться прежде всего в форме развернутого коллективного учебного диалога. "Для того чтобы организовать, направлять и поддерживать этот диалог, учитель должен хорошо владеть техникой педагогического общения. Но значительно более важную роль играет его педагогическая позиция. Организовать и поддерживать учебный диалог, направляя его в нужное русло, он может только "изнутри", т.е. включаясь в диалог, как один из его участников, чьи предложения, мнение, оценки открыты для критики в той же мере, как и высказывания других участников диалога. Это значит, что в развивающем обучении неприемлема авторитарная позиция учителя, руководящего учебным процессом; единственно возможной здесь является позиция делового партнера, активно сотрудничающего с учащимися в процессе решения учебных задач"

Урок в системе развивающего обучения строится на основе совокупности достаточно устойчивых способов взаимодействия учителя с учащимися, базирующихся на принципе взаимной зависимости и ответственности, на осознании цели коллективной деятельности, на взаимном уважении и доверии, на стремлении к успеху. Сама методика развивающего обучения содержит в себе огромные воспитательные возможности. Характеризуя развивающее обучение, В.В. Репкин пишет: "При апелляции к личности ребенка не нужны никакие дополнительные воспитательные "инъекции". Ибо здесь воспитание происходит не за счет специальных слов, а межличностного творческого общения" Именно поэтому развивающее обучение способствует формированию познавательного интереса у учащихся, без которого невозможна искренняя вовлеченность учащихся в учебный процесс.

Современный учитель должен обладать глубокими знаниями в области психологии личности ученика, уметь в процессе построения урока опираться на индивидуальные особенности и способности, направлять процесс развития. Эффективное и гармоничное обучение возможно только на основе учета естественной логики познавательного развития школьника.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Актуально о образовании:

Структура педагогических способностей
В настоящее время концепция педагогических способностей, развиваемая Н.В. Кузьминой, представляет собой наиболее полную системную трактовку. В этой концепции все педагогические способности соотнесены с основными аспектами (сторонами) педагогической системы. Сначала коротко рассмотрим некоторые аспе ...

Работа с учениками
Деятельность классного руководителя обычно начинается с изучения класса и каждого ученика в отдельности. Успех воспитательной деятельности классного руководителя во многом зависит от глубокого проникновения его во внутренний мир детей, от понимания их переживаний и мотивов поведения. Изучить, чем ж ...

Проблемы нравственных ориентиров: их формирования и коррекции
Формирование социально-нравственной ориентации учащихся должно стать целостным процессом проживания своих отношений с миром – практически-преобразовательных, познавательных, чувственно-эмоциональных. Основными задачами формирования социально-нравственной ориентации при этом являются: 1) формировани ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru