Для того, чтобы развивать гибкость мышления и стимулировать поисковую активность школьников, необходимо использовать на уроках разнообразные (а не однородные, "монотонные") задания, специально подбирать их так, чтобы способы работы можно было варьировать.
Чтобы мышление было продуктивным, знания должны быть определенным образом организованы (структурированы) в систему. Специальная работа педагога по обобщению знаний, выделению главного, по формированию четкой иерархии понятий должна регулярно проводиться как по окончании изучения конкретной темы (раздела), так и по окончании всего учебного курса. На таких итоговых уроках учащимся необходимо либо предложить в готовом виде, либо разработать вместе с ними (что наиболее целесообразно) обобщающую схему "Система понятий данного учебного курса", в которой будет сконцентрированном виде показана логическая структура курса, взаимосвязи между его основными понятиями. Тем самым подчеркивается целостность и интеграция подлежащих усвоению учащимися знаний, есть возможность видеть перспективу своего движения в освоении знаний, последовательно ставить конкретные задачи.
Как же нужно обучать, чтобы знания действительно стали достоянием учащегося, превратились в его убеждения? Путь здесь один - "необходимо, чтобы усваиваемое связывалось с мотивационной сферой личности, чтобы у ученика возникло эмоциональное отношение к действительности и к знаниям, в которых эта действительность отражается".
Между тем полноценное усвоение, основанное на понимании, предполагает активную работу самого учащегося по воссозданию явления в своем сознании, его интеллектуальную инициативу. Это возможно в том случае, когда у учащегося сложилась познавательная мотивация, есть интерес к содержанию и процессу умственной работы, сформулированы ее цели и т.п.
Одухотворенность - одно из важнейших и ценнейших качеств личности педагога. Учитель, который рассказывает учащимся давно известные ему материал, всегда подстерегает опасность соскользнуть во время урока в плоскость обыденного, прозаического переживания фактов. В этом одна из причин серых, сухих, неинтересных уроков. И учитель, и ученики видят во взаимном общении лишь скучную обязанность. Этого не должно быть. Лишь тот урок захватывает учащихся, на котором учитель вместе с учениками как бы впервые отрывает неизвестное им, но давно известное ему как нечто новое и для него самого. Одухотворенность в работе учителя достигается не данным воодушевлением. Она есть результат, с одной стороны, все более глубокого познания предмета, а с другой - не менее вдумчивого изучения интеллектуальных запросов учеников.
Актуально о образовании:
Рекомендации педагогам по использованию возможностей образовательной
области «Художественное творчество» в развитии самостоятельности у детей
младшего дошкольного возраста
Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. По своей природе дети активны. Очень часто они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. Стремясь сделать все за ребенка, взрослые причиняют ему большой вред, лишают его самостоятельности, подрывают у него веру в свои с ...
ДДТ в организации культурного досуга детства
В городе Советске, расположенном в 140 км. от г. Кирова, кроме учреждений культуры, учреждений образования, предприятий, имеется центр дополнительного образования - Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества (МОУ ДОД ДДТ). История этого учрежд ...
Особенности функций преподавателя
в учебном процессе с применением ПК
Основными функциями преподавателя в учебном процессе с применением ПК являются: отбор учебного материала и заданий, планирование процесса обучения, разработка форм предъявления информации обучаемым, контроль обучения материала, коррекция процесса обучения. Рассмотрим кратко особенности реализации э ...