Современный урок и психолого-педагогические основы познавательного интереса учащихся

Новое о образовании » Теоретический анализ проблемы творческого потенциала современного учителя » Современный урок и психолого-педагогические основы познавательного интереса учащихся

Страница 10

Для того, чтобы развивать гибкость мышления и стимулировать поисковую активность школьников, необходимо использовать на уроках разнообразные (а не однородные, "монотонные") задания, специально подбирать их так, чтобы способы работы можно было варьировать.

Чтобы мышление было продуктивным, знания должны быть определенным образом организованы (структурированы) в систему. Специальная работа педагога по обобщению знаний, выделению главного, по формированию четкой иерархии понятий должна регулярно проводиться как по окончании изучения конкретной темы (раздела), так и по окончании всего учебного курса. На таких итоговых уроках учащимся необходимо либо предложить в готовом виде, либо разработать вместе с ними (что наиболее целесообразно) обобщающую схему "Система понятий данного учебного курса", в которой будет сконцентрированном виде показана логическая структура курса, взаимосвязи между его основными понятиями. Тем самым подчеркивается целостность и интеграция подлежащих усвоению учащимися знаний, есть возможность видеть перспективу своего движения в освоении знаний, последовательно ставить конкретные задачи.

Как же нужно обучать, чтобы знания действительно стали достоянием учащегося, превратились в его убеждения? Путь здесь один - "необходимо, чтобы усваиваемое связывалось с мотивационной сферой личности, чтобы у ученика возникло эмоциональное отношение к действительности и к знаниям, в которых эта действительность отражается".

Между тем полноценное усвоение, основанное на понимании, предполагает активную работу самого учащегося по воссозданию явления в своем сознании, его интеллектуальную инициативу. Это возможно в том случае, когда у учащегося сложилась познавательная мотивация, есть интерес к содержанию и процессу умственной работы, сформулированы ее цели и т.п.

Одухотворенность - одно из важнейших и ценнейших качеств личности педагога. Учитель, который рассказывает учащимся давно известные ему материал, всегда подстерегает опасность соскользнуть во время урока в плоскость обыденного, прозаического переживания фактов. В этом одна из причин серых, сухих, неинтересных уроков. И учитель, и ученики видят во взаимном общении лишь скучную обязанность. Этого не должно быть. Лишь тот урок захватывает учащихся, на котором учитель вместе с учениками как бы впервые отрывает неизвестное им, но давно известное ему как нечто новое и для него самого. Одухотворенность в работе учителя достигается не данным воодушевлением. Она есть результат, с одной стороны, все более глубокого познания предмета, а с другой - не менее вдумчивого изучения интеллектуальных запросов учеников.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 


Актуально о образовании:

Проблемное обучение
Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение в 20-30-х годах в советском и зарубежном саду. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи (1859-1952), основавшего в 1894 г. в Чикаго опытную школу, в которо ...

Болонский процесс и его краткая история
Одной из предпосылок вхождения Украины в единое европейское и мировое образовательное пространство является введение в систему высшего образования Украины основных идей, сформулированных Болонской декларацией. Болонская декларация ввела понятие так называемого Болонского процесса. Именно Болонский ...

Анализ современных программ по обучению детей 7 лет иностранному языку
Проблема обучения иностранному языку и ознакомление детей с культурой другой страны обсуждается не впервые. В истории этой проблемы можно заметить спады и подъёмы. Такой подъём был в начале 60-х – середине 70-х годов. В это время в нашей стране и за рубежом появились пособия по обучению иностранным ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru