Современный урок и психолого-педагогические основы познавательного интереса учащихся

Новое о образовании » Теоретический анализ проблемы творческого потенциала современного учителя » Современный урок и психолого-педагогические основы познавательного интереса учащихся

Страница 4

Традиционно в психологии выделяются следующие основные познавательные процессы: ощущение и восприятие, внимание, память, мышление и речь, воображение. Акцент на целостное формирование и развитие познавательных процессов в обучении вытекает из основополагающего принципа единства и целостности психической жизни личности, в которой ни одна психологическая функция не существует изолированно, вне связи со всеми другими в одно целое. Применительно к познавательным процессам это связь и единство обнаруживается на уровне познавательной активности, которая проявляется в виде любознательности, любопытства, исследовательской деятельности. Познавательная потребность занимает особую роль в жизни человека, на ней основан прогресс науки, увлеченное познание нового.

Исключительно велика в обучении роль внимания. Образно говоря, внимание - это врата познания, ключом к которым является интерес. Вот почему так важно пробудить и постоянно развивать у школьников интерес к учебе.

Оценивая роль внимания в психической деятельности, К.Д. Ушинский отмечал, что "внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что входит в душу человека из внешнего мира". Функциональная ценность внимания состоит в том, что оно как бы опосредует все другие психические процессы - эмоции, чувства, волевые, нравственно - оценочные и т.д. Вдумайтесь в слова: слушать, слышать, вслушиваться; смотреть, видеть, всматриваться. Они говорят о регуляторной функции внимания. Чем активнее оно взаимодействует с восприятием, мышлением, моторикой и любым другим психическим процессом, тем они, эти процессы, становятся эффективнее. Назначение внимания, таким образом, состоит в том, чтобы улучшать функционирование тех процессов психики, которые идут с его участием.

Организация внимания и продуктивная работа учащихся на протяжении всего урока взаимообусловлены. Важную роль в создании условий для такой работы играет отбор содержания и методов, соответствующих не только целям и обстоятельствам урока, но и задаче привлечения внимания класса. Внимание и интерес к уроку в немалой степени определяются практической ценностью и личной значимостью изучаемого материала. Важнейший источник активности ученика в учебном процессе - его интерес, один из наиболее эффективных и мощных побудителей внимания. Пробуждение интереса однозначно означает пробуждение внимания.

Что же способствует возникновению интереса? В.Д. Шадриков выделяет несколько основных факторов: во-первых, это оптимальное соотношение известного и неизвестного: много нового - трудно, мало нового - скучно. Когда учитель злоупотребляет новизной и занимательностью, внимание притупляется так же, как и при столкновении с уже известным. Во-вторых, это определенный дефицит информации, восполняемый ассоциациями, основанными на воображении и личном опыте, когда учитель не "разжёвывает" объясняемый материал до последней мелочи, а оставляет некоторое "пространство" для мысли, дает возможность соучастия в познании нового. Это подтверждают и слова Л.Н. Толстого "если в картине, спектакле, книге все детали обозначены - это вызывает обычно чувство скуки. Напротив, если автор намечает только главные линии, предоставляя остальное воображению читателя или зрителя, им кажется, что они творят вместе с автором." "Искусство быть скучным - это сказать всё" (Вольтер). В-третьих, безотказное средство пробуждения внимания - это нестандартный вопрос, проблема, загадка. Известно, что работа мысли начинается с вопроса, проблемы. Ещё Платон утверждал: "начало познания - удивление".

Для поддержания интереса, а через него и непроизвольного внимания учащихся полезно, сообщая цели урока, подчёркивать, что нового узнают ученики, а в заключение отмечать, чему они научились. Общепсихологическими принципами построения урока, на котором непроизвольное внимание поддерживается интересом, являются следующие:

содержательность материала, изложенного в увлекательной форме;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Актуально о образовании:

Постановка проблемы
Проблемой изучения мелкой моторики рук детей с нарушением интеллекта занимались Н. П. Вайзман, Т. Н. Головина, Е. А. Екжанова, Э. В. Сеген, И. П. Павлов, Г. Е. Сухарева и другие. Некоторые из них (М. М. Кольцова, Н. И. Озерецкий) отмечают, что нарушения интеллекта у ребенка сочетается с аномальным ...

Основные тенденции развития специализированного профессионального образования Советского района
Особого внимания требует вопрос о тенденциях развития специализированного профессионального образования. Это связано с тем, что школы в настоящее время работают над проектом «Профильное обучение», одной из целей которого является: расширение возможностей социализации учащихся, эффективной подготовк ...

Оценка педагогических идей М. Монтессори её современниками
Мария Монтессори была первой женщиной-врачом в Италии. Начав работать ассистентом врача в университетской клинике, она заинтересовалась методами лечения и реабилитации детей с ограниченными умственными способностями. Монтессори пришла к выводу, что проблемы умственно отсталых детей - это проблемы н ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru