Традиционно в психологии выделяются следующие основные познавательные процессы: ощущение и восприятие, внимание, память, мышление и речь, воображение. Акцент на целостное формирование и развитие познавательных процессов в обучении вытекает из основополагающего принципа единства и целостности психической жизни личности, в которой ни одна психологическая функция не существует изолированно, вне связи со всеми другими в одно целое. Применительно к познавательным процессам это связь и единство обнаруживается на уровне познавательной активности, которая проявляется в виде любознательности, любопытства, исследовательской деятельности. Познавательная потребность занимает особую роль в жизни человека, на ней основан прогресс науки, увлеченное познание нового.
Исключительно велика в обучении роль внимания. Образно говоря, внимание - это врата познания, ключом к которым является интерес. Вот почему так важно пробудить и постоянно развивать у школьников интерес к учебе.
Оценивая роль внимания в психической деятельности, К.Д. Ушинский отмечал, что "внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что входит в душу человека из внешнего мира". Функциональная ценность внимания состоит в том, что оно как бы опосредует все другие психические процессы - эмоции, чувства, волевые, нравственно - оценочные и т.д. Вдумайтесь в слова: слушать, слышать, вслушиваться; смотреть, видеть, всматриваться. Они говорят о регуляторной функции внимания. Чем активнее оно взаимодействует с восприятием, мышлением, моторикой и любым другим психическим процессом, тем они, эти процессы, становятся эффективнее. Назначение внимания, таким образом, состоит в том, чтобы улучшать функционирование тех процессов психики, которые идут с его участием.
Организация внимания и продуктивная работа учащихся на протяжении всего урока взаимообусловлены. Важную роль в создании условий для такой работы играет отбор содержания и методов, соответствующих не только целям и обстоятельствам урока, но и задаче привлечения внимания класса. Внимание и интерес к уроку в немалой степени определяются практической ценностью и личной значимостью изучаемого материала. Важнейший источник активности ученика в учебном процессе - его интерес, один из наиболее эффективных и мощных побудителей внимания. Пробуждение интереса однозначно означает пробуждение внимания.
Что же способствует возникновению интереса? В.Д. Шадриков выделяет несколько основных факторов: во-первых, это оптимальное соотношение известного и неизвестного: много нового - трудно, мало нового - скучно. Когда учитель злоупотребляет новизной и занимательностью, внимание притупляется так же, как и при столкновении с уже известным. Во-вторых, это определенный дефицит информации, восполняемый ассоциациями, основанными на воображении и личном опыте, когда учитель не "разжёвывает" объясняемый материал до последней мелочи, а оставляет некоторое "пространство" для мысли, дает возможность соучастия в познании нового. Это подтверждают и слова Л.Н. Толстого "если в картине, спектакле, книге все детали обозначены - это вызывает обычно чувство скуки. Напротив, если автор намечает только главные линии, предоставляя остальное воображению читателя или зрителя, им кажется, что они творят вместе с автором." "Искусство быть скучным - это сказать всё" (Вольтер). В-третьих, безотказное средство пробуждения внимания - это нестандартный вопрос, проблема, загадка. Известно, что работа мысли начинается с вопроса, проблемы. Ещё Платон утверждал: "начало познания - удивление".
Для поддержания интереса, а через него и непроизвольного внимания учащихся полезно, сообщая цели урока, подчёркивать, что нового узнают ученики, а в заключение отмечать, чему они научились. Общепсихологическими принципами построения урока, на котором непроизвольное внимание поддерживается интересом, являются следующие:
содержательность материала, изложенного в увлекательной форме;
Актуально о образовании:
Развитие значения слова
В процессе формирования лексики происходит уточнение значения слова. Главным условием осознания речи является понимание ее смысла, ее значения. А.Н. Леонтьев выделяет следующие типы значения слов: - грамматическое значение слова (принадлежность слова к определенному классу, особенности его сочетани ...
Сущность, задачи, система эстетического воспитания
Эстетическое воспитание — целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить, «по законам красоты». Эстетическое воспитание включает в себя эстетическо ...
Констатирующий этап эксперимента: описание
диагностических методик по определению уровня творческих способностей младших школьников
Следующим этапом нашей работы был сбор сведений об уровне развития творческих способностей младших школьников. Мы сделали это, опираясь на данные, полученные в ходе работы с ученическим коллективом 1 класса средней школы №44 г. Краснодара. Детям предлагался ряд заданий, которые будут описаны ниже, ...