Традиционно в психологии выделяются следующие основные познавательные процессы: ощущение и восприятие, внимание, память, мышление и речь, воображение. Акцент на целостное формирование и развитие познавательных процессов в обучении вытекает из основополагающего принципа единства и целостности психической жизни личности, в которой ни одна психологическая функция не существует изолированно, вне связи со всеми другими в одно целое. Применительно к познавательным процессам это связь и единство обнаруживается на уровне познавательной активности, которая проявляется в виде любознательности, любопытства, исследовательской деятельности. Познавательная потребность занимает особую роль в жизни человека, на ней основан прогресс науки, увлеченное познание нового.
Исключительно велика в обучении роль внимания. Образно говоря, внимание - это врата познания, ключом к которым является интерес. Вот почему так важно пробудить и постоянно развивать у школьников интерес к учебе.
Оценивая роль внимания в психической деятельности, К.Д. Ушинский отмечал, что "внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что входит в душу человека из внешнего мира". Функциональная ценность внимания состоит в том, что оно как бы опосредует все другие психические процессы - эмоции, чувства, волевые, нравственно - оценочные и т.д. Вдумайтесь в слова: слушать, слышать, вслушиваться; смотреть, видеть, всматриваться. Они говорят о регуляторной функции внимания. Чем активнее оно взаимодействует с восприятием, мышлением, моторикой и любым другим психическим процессом, тем они, эти процессы, становятся эффективнее. Назначение внимания, таким образом, состоит в том, чтобы улучшать функционирование тех процессов психики, которые идут с его участием.
Организация внимания и продуктивная работа учащихся на протяжении всего урока взаимообусловлены. Важную роль в создании условий для такой работы играет отбор содержания и методов, соответствующих не только целям и обстоятельствам урока, но и задаче привлечения внимания класса. Внимание и интерес к уроку в немалой степени определяются практической ценностью и личной значимостью изучаемого материала. Важнейший источник активности ученика в учебном процессе - его интерес, один из наиболее эффективных и мощных побудителей внимания. Пробуждение интереса однозначно означает пробуждение внимания.
Что же способствует возникновению интереса? В.Д. Шадриков выделяет несколько основных факторов: во-первых, это оптимальное соотношение известного и неизвестного: много нового - трудно, мало нового - скучно. Когда учитель злоупотребляет новизной и занимательностью, внимание притупляется так же, как и при столкновении с уже известным. Во-вторых, это определенный дефицит информации, восполняемый ассоциациями, основанными на воображении и личном опыте, когда учитель не "разжёвывает" объясняемый материал до последней мелочи, а оставляет некоторое "пространство" для мысли, дает возможность соучастия в познании нового. Это подтверждают и слова Л.Н. Толстого "если в картине, спектакле, книге все детали обозначены - это вызывает обычно чувство скуки. Напротив, если автор намечает только главные линии, предоставляя остальное воображению читателя или зрителя, им кажется, что они творят вместе с автором." "Искусство быть скучным - это сказать всё" (Вольтер). В-третьих, безотказное средство пробуждения внимания - это нестандартный вопрос, проблема, загадка. Известно, что работа мысли начинается с вопроса, проблемы. Ещё Платон утверждал: "начало познания - удивление".
Для поддержания интереса, а через него и непроизвольного внимания учащихся полезно, сообщая цели урока, подчёркивать, что нового узнают ученики, а в заключение отмечать, чему они научились. Общепсихологическими принципами построения урока, на котором непроизвольное внимание поддерживается интересом, являются следующие:
содержательность материала, изложенного в увлекательной форме;
Актуально о образовании:
Российское образование при Николае I
После смерти Александра I и восстания декабристов реакционный откат российской системы образования продолжался. Уже в мае 1826 года императорским рескриптом был образован специальный Комитет устройства учебных заведений, которому было поручено немедленно ввести единообразие в учебную систему. Никол ...
Методика формирования самостоятельности у младших школьников
Формирование, самостоятельности как личностного качества - длительный и сложный процесс, который осуществляется как в школе (уроки, внеклассные мероприятия, общественно - полезный труд), так и в семье. Рассмотрим возможности формирования самостоятельности младших школьников в учебной деятельности. ...
Характеристика стертой дизартрии в трудах различных исследователей
Е.Н. Винарская характеризует дизартрию как «…невнятную, смазанную, малоразборчивую речь, обусловленную стволово – подкорковыми очаговыми поражениями мозга». Дизартрия - латинский термин, который в переводе означает расстройство членораздельной речи-произношения. А. Н. Корнев определяет дизартрию у ...