разнообразие форм и методов работы;
увлечённость самого учителя излагаемым материалом;
живость и эмоциональная насыщенность урока.
Учитель часто использует занимательность как волшебный ключик к детскому вниманию. Но в учении не всё может быть занимательным. При организации внимания педагог должен учесть ряд условий, облегчающих произвольное сосредоточение:
Сосредоточение внимания на умственной деятельности облегчается, если в познание включено практическое действие. Например, легче удержать внимание на содержании учебника, когда чтение сопровождается конспектированием.
К условиям, облегчающим поддержание произвольного внимания, относятся особенности рабочего места. В помещении не должно быть отвлекающих раздражителей.
Важным условием поддержания внимания является психическое состояние человека. Утомленному человеку очень трудно сосредоточиться. Эмоциональное возбуждение ослабляет произвольное внимание.
Поддерживает произвольное внимание словесное напоминание самому себе о целях деятельности, при выполнении которой необходимо быть особенно внимательным.
Учение - это труд, и нельзя строить процесс обучения лишь на непроизвольном внимании.
От эффективности управления вниманием учащихся на уроках в решающей мере зависит выполнение поставленных учебно-воспитательных задач. Для этого необходимы возможно более полное использование стимулирующих его факторов и локализация отвлекающих.
Возьмем, например, использование в учебном процессе наглядности. Оно основано на наличии у учащихся непроизвольного внимания. Но эффект его быстро преходящ.
Опыт преподавания и специальные исследования показывают низкую эффективность неорганизованного восприятия таблиц, моделей, картин. Успех наблюдения зависит от выделения значимых информативных признаков. Ученик должен ясно представлять на что именно он должен обратить особое внимание, по каким признакам можно отличить сходные объекты или судить о каких - то свойствах. Словесное обозначение этих признаков повышает точность восприятия. Поэтому, если предъявленная наглядность не задействуется на том или ином этапе учебной работы, учащиеся перестают её замечать. Этого не случится, коль скоро учитель включит их в целенаправленную работу с используемыми наглядными пособиями, сконцентрирует внимание на имеющейся в них важной информации.
Активизации внимания способствует положительный эмоциональный настрой в начале занятия, четкая формулировка его темы, характеристика предстоящей самостоятельной работы школьников. В ходе изложения нового учебного материала рекомендуется использовать различные виды подачи информации: рассказ, эвристическую беседу, демонстрацию образцов, работу с раздаточным материалом, постановку проблемных вопросов, введение игровых ситуаций (решение небольших кроссвордов, занимательных технических задач и т.п.). Следует выделять наиболее важные сведения голосом, записью на доске и в рабочих тетрадях, показом реального объекта или иллюстрации. Необходимо также следить за логикой изложения, раскрывать имеющиеся в материале причинно-следственные связи. При устном изложении учебного материала для активизации внимания учащихся может быть использован и ряд других приемов, которые описаны в Приложении 4.
Внимание теснейшим образом связано с эмоциями и чувствами детей. Всё то, что вызывает у них сильные переживания, приковывает их внимание. Большое влияние на внимание оказывают интересы и потребности учащихся. То, что увлекает детей, как бы само собой приковывает внимание. Учителю необходимо учитывать эти закономерности внимания в своей педагогической деятельности, чтобы процесс обучения был наиболее эффективным. А это невозможно без привлечения внимания учащихся, их искренней заинтересованности.
Задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить каждому ученику условия для адекватного (правильного, соответствующего действительности, полного, всестороннего) восприятия окружающего мира, чтобы ребенок не просто смотрел, но и увидел всё, что требуется, не только слушал, но и услышал.
Актуально о образовании:
Психолого-педагогические особенности младших школьников
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9—10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Начало о ...
Сущность и значение коррекционно - развивающего образования
Медики констатируют, что за последние 20 лет в состоянии здоровья детского населения произошли неблагоприятные изменения более чем в 4 раза, увеличилось количество детей с хронической патологией. До 50% взросло число детей, имеющих дисфункциональные нарушения. Прослеживается прямая связь отклонений ...
Характеристика структурных компонентов речи в норме
В возрасте, когда процесс развития речи далеко не завершен (2 г. 6 месяцев – 5 лет), специалисту необходимо разграничивать, что уже должно быть сформировано в детской речи, что только начинает складываться, а каких проявлений вообще не следует ожидать в ближайшее время. Такой анализ и оценку речево ...