Особенности усвоения таблицы умножения в начальной школе

Страница 1

Рассмотрим принцип изучения таблицы умножения в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова

По мнению В.В. Давыдова, умножение является центральной темой программы 3 класса. Умножение в курсе 3 класса рассматривается как особое действие, связанное с переходом к новым меркам в процессе измерения величин. Первая учебная задача здесь – это задача воспроизведения величины в ситуации, когда измеряемая величина А много больше заданной мерки, в связи с чем возникает необходимость использования вспомогательной, промежуточной мерки. Одно из чисел, описывающих эту ситуацию, фиксирует отношение вспомогательной мерки к исходной (или стандартной) мерке, именно оно является основанием принятой системы счисления. Второе число – это количество вспомогательных мерок в измеряемой величине (по … взять … раз), третье – отношение измеряемой величины к исходной мерке.

Другими словами, для воспроизведения величины с помощью исходной мерки необходимо иметь не одно число, а два, одно из которых описывает способ построения вспомогательной мерки с помощью исходной мерки, а второе описывает способ построения самой величины с помощью вспомогательной мерки.

Таким образом, в описании нового способа действия участвуют 2 числа, которых достаточно для воспроизведения и построения исходной величины. Научившись выполнять арифметическое действие умножения, можно будет определять третье число, характеризующее это же действие измерения «прямым» способом, от которого дети отказались первоначально.

Основным способом изучения таблицы умножения в этой программе является выявление закономерностей и общих способов. Примером тому служит алгоритм изучения таблицы умножения на 9:

1×9=09 Сумма двух цифр в произведении всегда равна 9!

2×9=18 Первые цифры в произведении увеличиваются на 1 от 0 до 9!

3×9=27 Вторые цифры произведения уменьшаются на 1 от 9 до 0!

4×9=36 После 5×9=45 цифры в произведении меняются местами!

5×9=45

6×9=54 09, 18, 27, 36, 45 54, 63, 72, 81, 90

7×9=63

8×9=72

9×9=81

10×9=90

В таблице умножения на 6 можно выявить следующую закономерность:

Нужно выписать произведения, где множитель был четным и нечетным числом.

2 +5

6*2=12 6*3=18

6*4=24 6*5=30

6*6=36 6*7=42

6*8=48 6*9=54

Если прочитать произведения с четным числом в множителе начиная снизу, то получится: шестью восемь – сорок восемь, шестью шесть – тридцать шесть, шестью четыре – двадцать четыре. Слышна рифма. Только «шестью два – двенадцать» портит все дело. И тогда дети придумали, чтобы сохранить рифму: «Шестью два – десять два».

Зная эти закономерности, учащиеся с легкостью могут заполнить столбик числа 9 в своей таблице.

Можно сделать вывод, что при осмыслении этих закономерностей учащиеся овладевают навыками таких логических действий как синтеза и обобщения, установление аналогий и причинно-следственных связей, что помогает добиться некоторых регулятивных и познавательных метапредметных результатов обучения, таких как самостоятельное создание способов решения, устанавливать аналогию, владеть общим способом решения задач.

Рассмотрим принцип изучения таблицы умножения в системе Л.В. Занкова.

По мнению Аргинской И.И. изучение двух новых арифметических действий – умножения и деления – является важнейшей частью всего курса математики второго класса. Овладение материалом этой темы сосредоточено вокруг следующих приоритетных вопросов:

• Связь умножения со сложением;

• Связь деления с умножением;

• Знакомство с законами и свойствами умножения и деления.

Познание этих основных линий играет серьезную роль и в развитии школьников, и в целостном восприятии изучаемого материала, а также способствует осмысленному и глубокому формированию и закреплению вычислительных навыков.

Так, понимание связи между сложением и умножением существенно помогает построить систему знаний, логически вытекающих друг из друга, а также овладеть различными способами определения значений произведений с последующим выбором наиболее рационального из них в качестве основного.

Знание переместительного закона умножения, как в первом классе знание аналогичного закона сложения, помогает значительно сократить количество равенств таблицы умножения, которые необходимо запомнить.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Актуально о образовании:

Роль педагога в проблемном обучении
Специфика целей и методов проблемного обучения существенно изменяет роль преподавателя в педагогическом процессе и обуславливает появление новых требований к педагогу. Можно выделить следующие основные задачи, которые ставит перед преподавателем проблемное обучение: Информативное обеспечение; Напра ...

Тренинг "Развитие творческих способностей педагога"
Задачи: 1. Осознание участниками своих личностных особенностей и творческих возможностей; 2. Овладение приёмами преодоления сомнений, уверенности в своих силах; 3. Создание в группе атмосферы психологического комфорта. "Аллитерация имени" (упражнение) Участники садятся в круг так, чтобы х ...

Задачи, решаемые с помощью таблиц
При подготовке к решению таких задач можно удачно использовать карты сигналы (см. рис. 1). №1 на…больше + №2 в…больше Х №3 на…меньше – №4 в…меньше : Рис. 1. Карты сигналы Устный счет следует проводить с использованием данных карт, которые должны быть у каждого учащегося, что позволяет привлечь к ра ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru