Место науки о стилях в школьной практике

Новое о образовании » Особенности изучения стилистики в 8 классе » Место науки о стилях в школьной практике

Страница 3

Характеризуя содержание работы по стилистике, необходимо выделить хотя бы ориентировочно важнейшие стилистические умения, которые следует формировать у учащихся. При этом необходимо придерживаться строго функционально-стилистического подхода, так как каждый стиль требует не только обще речевых, но и специфических умений. Следует иметь в виду, что целый ряд умений и навыков учащиеся практически получают в 5-7-х классах: умение различать разговорный, художественный, официально-деловой (5-6-е классы) и публицистический (7-й класс) стили; умение доказывать принадлежность текста к определенному стилю в доступных учащимся случаях; умение соотнести содержание и форму речи с целью и условиями общения; умение установить, какие стилевые черты отразились в данном тексте и какие изучаемые языковые средства использованы для передачи этих стилевых черт; умение отбирать доступные учащимся языковые средства в зависимости от цели и других условий высказывания (разговорные и книжные, конкретные и абстрактные, эмоциональные и неэмоциональные и т. д.); умение производить стилистический эксперимент с целью установления уместности или оптимальности использованного средства; умение повысить выразительность текста; элементарные умения строить высказывания в различных стилях (художественное и научное описание, заметка, публицистическое высказывание на дискуссионную тему и др.).

В 8-9-х классах у учащихся формируются следующие умения.

I. В научном стиле:

1) умение производить стилистический анализ небольших научных текстов;

2) умение оперировать при построении предложений распространенными словосочетаниями логико-понятийного характера, прежде всего терминологическими словосочетаниями таких учебных предметов, как русский язык и литература;

3) умение строить характерные для научного стиля простые, простые осложненные и сложные предложения (в основном повествовательные), нацеленные на выражение отвлеченной, теоретической мысли, на передачу научной информации и аргументацию выдвигаемых положений; использовать в них отвлеченную лексику, термины, формы глагола, не выражающие конкретного времени, стилистически нейтральные слова;

4) умение выбирать из синонимических вариантов предложений наиболее характерные для научного стиля речи, способствующие точности, ясности, объективности, обобщенности и краткости изложения, раскрытию логических связей между частями предложений и предложениями в абзаце;

5) умение соблюдать последовательно логический характер изложения содержания, строить абзац от тезиса к доказательствам и от анализа конкретных фактов к выводам и обобщениям; умение вводить термин и давать его определение или раскрывать его значение при помощи конкретизированного описания;

6) умение пользоваться лексическими и синтаксическими средствами выделения главного из сообщаемых сведений и подчеркивания последовательности изложения мыслей, их взаимосвязи;

7) умение усовершенствовать научные тексты в стилистическом отношении.

II. В официально-деловом стиле:

1) умение пользоваться наиболее употребительными жанрами низовых деловых бумаг (справка, заявление, докладная записка, автобиография, отчет, протокол, расписка, доверенность);

2) умение пользоваться характерными для официально-делового стиля регламентирующими предложениями со сказуемым-инфинитивом;

3) умение анализировать в стилистическом отношении основные виды низовых деловых бумаг, устанавливать допущенные стилистические недочеты и исправлять их.

III. В художественном стиле:

1) умение производить стилистический анализ небольших художественных произведений (стихотворений, рассказов) и отрывков, раскрывать стилистическую функцию живописного способа изображения и различных изобразительных и выразительных средств;

2) умение наблюдать действительность и на основе наблюдений и творческой фантазии писать сочинения художественно-образного типа - рассказы о положительных действиях и поступках, рассказы о становлении положительных черт личности, обличительные рассказы, юмористические рассказы (в их элементарной форме);

3) умение целесообразно использовать в сочинении разнообразные средства лексики, словообразования, морфологии и синтаксиса, изобразительно-выразительные средства языка для создания образной речи и изображения персонажей и картин действительности, а также для создания нужной тональности речи;

Страницы: 1 2 3 4 5


Актуально о образовании:

Методы организации обучения с применением персонального компьютера
Анализируя своеобразие методов компьютерного обучения, С. А. Илюшин и Б. Л. Собкин утверждают: «В практике обучения могут применяться четыре основных метода обучения: объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; проблемный; исследовательский. Учитывая, что первый метод не предусматривает наличия о ...

Познавательная деятельность, ее структура
СХЕМА 1. ПОТРЕБНОСТИ Познавательная МОТИВЫ деятельность ЦЕЛЬ Совершенствование процесса обучения невозможно без организации полноценной познавательной деятельности – одной из основных форм деятельности школьника. Полноценная познавательная деятельность влияет на формирование личности ученика, спосо ...

Основные принципы и функции воспитательного процесса
Принципы воспитательного процесса (принципы воспитания) — это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и в отличие от общих принципов педагогического процесса, рассмотрен ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru