Место науки о стилях в школьной практике

Новое о образовании » Особенности изучения стилистики в 8 классе » Место науки о стилях в школьной практике

Страница 4

4) умение усовершенствовать тексты в стилистическом отношении.

IV. В публицистическом стиле:

1) умение производить стилистический анализ доступных учащимся публицистических текстов;

2) умение пользоваться некоторыми публицистическими жанрами (заметка, репортаж, зарисовка, рецензия (отзыв), литературно-критическая статья, статья на общественно-политическую и морально-этическую темы);

3) умение наблюдать действительность с точки зрения актуальности, общественной значимости происходящих событий и умение отразить общеинтересные факты в характерных для публицистики жанрах и способах изложения;

4) умение строить предложения и связные тексты в публицистическом стиле, наполнять их соответствующими лексическими и фразеологическими средствами языка, сочетать интеллектуальные и эмоционально-экспрессивные средства речи, писать ярко, выразительно, кратко и общедоступно; пользоваться важнейшими, характерными для публицистики средствами повышения действенности речи (риторический вопрос, синтаксический параллелизм, публицистические перифразы, вопросо-ответная форма изложения и др.);

5) умение придать речи соответствующую содержанию тональность (объективно-информационную, торжественную, задушевно-лирическую и т. д.);

6) умение совершенствовать публицистические тексты в стилистическом отношении.

V. В разговорном стиле:

1) умение производить стилистический анализ текстов разговорного стиля;

2) умение строить диалог, яркий, динамичный, соответствующий обсуждаемой теме;

3) умение построить монологическое высказывание в характерной разговорной манере, используя разговорные синтаксические конструкции, слова и выражения, пословицы и поговорки, экспрессивную и эмоциональную лексику, слова с суффиксами субъективной окраски, элементы образной речи; умение придать речи соответствующую содержанию тональность.

Основным жанром, которым должен овладеть учащийся, является устный и письменный рассказ о случае из жизни.

В 5-7-х классах учащиеся получают элементарное представление о функциональных стилях и основных способах изложения - повествовании, описании, рассуждении (в том числе о рассуждении на дискуссионную тему), о теме и основной мысли сочинения; приобретают определенные умения сбора и систематизации материала к сочинению, изложения мыслей по плану с доказательством выдвинутых положений. Учащиеся учатся отличать художественное описание от делового.

В 8-9-х классах создаются благоприятные условия для совершенствования навыков стилистически дифференцированной речи школьников. В этих классах изучается систематический курс синтаксиса, что дает возможность значительно обогатить речь учащихся стилистическими средствами, углубить понятие о функциональных стилях речи, развить - умение пользоваться более сложными видами высказывания.

В основу работы над изложениями и сочинениями должен быть положен принцип предварительных языково-стилистических упражнений, начиная с наблюдений над языковыми средствами и стилистическими приемами и кончая стилистическим анализом, редактированием и стилистическими этюдами. Стилистическая подготовка - теоретическая и практическая - на уроках грамматики позволяет вооружить учащихся знанием основных закономерностей построения текстов в различных стилях и жанрах речи (информационная заметка, репортаж, публицистическая статья, отзыв, художественный рассказ и т. д.). Очень важным является и принцип стилевого разнообразия сочинений. Необходимо специально учить школьников разным стилям и жанрам речи. Виды речи, подлежащие освоению, должны быть отобраны с учетом их актуальности для учащихся и возможности добиться хороших результатов в овладении ими. В VIII- IX классах недостаточно учить только обдумывать тему, стройно располагать свои мысли и точно выражать их. Необходимо научить пользоваться разными видами речи и характерными для них средствами языка, композиционными приемами и т. д.

Работа над сочинением в 8-9-х классах должна последовательно усложняться. Прежде всего не следует на специальных уроках для развития связной речи заниматься «чистым» повествованием и описанием: эта работа может продолжаться в связи с изучением синтаксиса (в процессе проведения стилистического анализа, редактирования, написания изложений-миниатюр и стилистических этюдов). На специальных уроках необходимо учить писать более сложные сочинения, в которых обычно способы изложения (повествование, описание, рассуждение) сочетаются. В центре внимания в 8-9-х классах должно быть рассуждение в научном и публицистическом стилях. Учащиеся должны научиться подчинять свою речевую деятельность определенным коммуникативным целям, пользуясь для этого и описанием, и повествованием, и рассуждением, и полемикой (рассуждением на дискуссионные темы).

Страницы: 1 2 3 4 5


Актуально о образовании:

Дифференциация обучения
В психолого-педагогической науке проблема диференциации обучения рассматривалась, в основном, в русле школьной дидактики (Л.П. Аристова, Ю.К. Бабанский, А.А. Бударний, И.Д. Бутузов, В.И. Загвязинский, М.М. Скаткин, В.П. Стрезикозин, И.М. Чередов и прочие). В вузовской педагогике этой проблеме отвод ...

Возможности образовательной области «Художественное творчество» в развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста
Первые проявления самостоятельности усматриваются педагогами и психологами (Н.М. Аксарина, Б.Г. Ананьев, Р.С. Буре, Е.Н. Герасимо-ва, СМ. Кривина, М.И. Лисина и др.) в младшем дошкольном возрасте, который по определению А.Н. Леонтьева является периодом «первоначального фактического складывания личн ...

Классификация педагогических технологий
По уровню применения Общепедагогические Частнопредметные, отраслевые Локальные, модульные, узкометодические По концепции усвоения По организационным формам Коллективный способ обучения Дифференцированное обучение По типу управления познавательной деятельностью Эзотерические Свободного воспитания Гу ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru