В настоящее время в методике и лингвистике наблюдается процесс смещения акцентов исследовательского внимания с изучения языка на изучение речи. Это определило особый интерес к стилистике, которая изучает выразительные средства и возможности языка, а также закономерности функционирования языка в различных сферах общественной деятельности. В связи с этим на уроках русского языка в школе большое внимание уделяется работе с текстами различных функциональных стилей.
Сегодня к культуре речи предъявляются высокие требования. Речь должна быть не только правильной в орфоэпическом, лексическом и грамматическом отношении, но и хорошей, стилистически целесообразной и дифференциальной. Поэтому целью изучения родного языка в средней школе является подготовка грамотных, образованных людей, вооруженных навыками использования стилистически дифференцированной речи, способных к активной деятельности в различных областях жизни страны. Эта целевая установка определяет содержание обучения, отбор дидактического материала и методы работы.
Обучение должно быть нацелено на активное владение образной речью, хотя школа и не готовит писателей (кстати, она не готовит также публицистов и ученых). Задача уроков русского языка - стимулировать творчество учащихся, развивать их наблюдательность, творческое воображение, вдумчивое обращение со всеми средствами языка, научить выразительно говорить и писать. Приемы художественной речи широко используются и в публицистике, и в научно-популярной разновидности научного стиля. Владение образной речью необходимо каждому культурному человеку.
В научной литературе накоплен значительный опыт в изучении экстралингвистических и собственно лингвистических факторов функциональных стилей. В этом направлении большую роль сыграли труды Л.Г. Антоновой, С.А. Арефьевой, Н.С. Болотновой, Р.А. Будагова, Н.С. Валгиной, А.Н. Васильевой, В.В. Виноградова, А.И. Горшкова, Н.Д. Десяевой, М.Н. Кожиной, В.Г. Костомарова, В.П. Москвина, Д.Э. Розенталя, Г.Я. Солганика и других исследователей.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью осознания учащимися эстетической функции как одной из основных функций языка; задачами развития речи школьников, формирования языковой и коммуникативной компетенции учащихся.
Цель нашей работы заключается изучении системы работы над разделом стилистики в 8 классе.
Объект исследования
– процесс осознания учащимися подросткового возраста стилистической функции языка в ходе работы с текстами различных стилей.
Предмет
– формирования коммуникативных умений в ходе работы по стилистике на уроках русского языка в 8-м классе.
Задачи:
1. Рассмотреть специфику науки стилистики;
2. Выявить место стилистических знаний в школьном курсе;
3. Определить место занятий по стилистике в системе уроков по русскому языку в 8 классе;
4. Изучить особенности внеклассной работы по теме «Стили русского языка».
Практическая значимость нашей работы заключается в том, что материал, представленный в ней, может быть использован для помощи студентам–практикантам и молодым учителям
для работы в школе на уроках изучения стилистики в средних классах общеобразовательной школыю
Актуально о образовании:
Структура проблемного урока
Структура проблемного урока лежит в основе тематического и поурочного плана, предопределяющего логику анализа урока. Под структурой понимают различные варианты взаимодействия между элементами состава, возникающие в процессе функционирования объекта. Структурными элементами проблемного урока являютс ...
Лингвопсихологический анализ письменной речи
В результате обучения иностранным языкам в средней школе учащиеся должны научиться не только говорить, но и читать и понимать иностранный текст. Чтение на иностранном языке является одной из целей обучения в средней школе. Чтение рассматривается как речевая деятельность, направленная на восприятие ...
Диагностика уровней личностного развития одаренных старшеклассников
Для организации педагогической поддержки личностного саморазвития одаренных старшеклассников на базе МОУ СОШ №31 города Ишима был проведен эксперимент. В эксперименте приняли участие учащиеся 9 и 11 классов. Эксперимент состоял из трех этапов: 1 этап – выявление одаренных старшеклассников, диагност ...