Место науки о стилях в школьной практике

Новое о образовании » Особенности изучения стилистики в 8 классе » Место науки о стилях в школьной практике

Страница 2

Важнейшей категорией стилистики, как мы уже отметили выше, являются функциональные стили - разновидности литературной речи (литературного языка), обслуживающие различные стороны общественной жизни. Стили - это разные способы использования языка при общении. Каждый стиль речи характеризуется и своеобразием отбора языковых средств, и неповторимым сочетанием их друг с другом. Программа по русскому языку выделяет пять стилей: разговорный, деловой, научный, публицистический и художественный («стиль художественной литературы», по терминологии учебника). Стили речи складываются под влиянием различных экстра лингвистических (внелингвистических) факторов.

Необходимо дать учащимся понятие о стилевых чертах функциональных стилей, т. е. об их существенных признаках, обусловленных социальными, внелингвистическими факторами. Так, стилевыми чертами художественной речи являются художественная образность и конкретность, эмоциональность и экспрессивность. Стилевые черты создаются различными средствами языка и способами стилистической организации речи.

Учащиеся знакомятся со стилистическими средствами языка, стилистическими приемами и различными способами стилистической организации речи. Школьники учатся различать стилистическую и экспрессивную окраску, языковых средств. Стилистическая окраска связана с отнесением языковых средств к тому или другому стилю речи, экспрессивная - с выразительностью и эмоциональностью изложения. Стилистическая и эмоционально-экспрессивная окраска может совмещаться.

Предметом изучения в школе должны стать также изобразительные и выразительные средства, разнообразные стилистические приемы, характерные для функциональных стилей. В использовании стилистических приемов и изобразительных средств, проявляется речевое мастерство авторов, их умение подчинить речевую форму стилю речи, содержанию и целям высказывания.

К стилистическим приемам относятся такие выразительные средства языка и речи, которые усиливают действенность речи, служат средством логического, образного или эмоционально-экспрессивного выделения элементов высказывания, создания экспрессивной интонации. Выразительный эффект достигается благодаря особой организации предложения или сверхфразового единства. Стилистический прием, как правило, является результатом целенаправленной организации речи.

В стилистике рассматриваются стилистические приемы, которые в теории литературы обычно называются фигурами речи (градация, инверсия; синтаксический параллелизм, риторический вопрос, повторение, умолчание, эллипсис, антитеза), и многие другие, которые не входят в перечень синтаксических фигур.

Функциональные стили неоднородны. В них выделяются прежде всего подстили - крупные разновидности функционального стиля. Например, научный стиль имеет три подстиля: собственно-научный, научно-технический и научно-популярный. Функциональные стили и подстили существуют в определенных формах, имеющих свои устойчивые признаки. Такие формы называются жанрами. В художественной прозе - это роман, повесть, рассказ; в публицистике - статья, корреспонденция, заметка, репортаж, интервью, рецензия, очерк, фельетон и др. Жанры отличаются и составом языковых средств, и особенностями их функционирования и объединения.

Учащихся следует знакомить с особенностями некоторых жанров и учить ими пользоваться. Необходимо сформировать у школьников представление о стиле речи как о многожанровой речевой системе, показать дифференциацию языковых средств внутри функциональных стилей.

Содержание речи получает свое выражение в текстах различной тональности, то торжественной, то патетической, то скорбной, то гневной, насмешливой, иронической, то лирически-задушевной. В научном стиле тональность более постоянная, серьезная, сдержанная, хотя в полемических частях возможно повышение тона речи. В художественной и публицистической речи используется разнообразная тональность в зависимости от содержания речи и отношения автора к предмету речи. Писатели и журналисты прилагают немало труда, чтобы создать нужную тональность речи, найти оптимальные лексические и синтаксические средства выражения. В произведении обычно ощутим общий, господствующий тон, который сливается с разными тональностями.

Страницы: 1 2 3 4 5


Актуально о образовании:

Теоретические основы к пониманию духовно-нравственных ценностей
Проблема духовно-нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что воспитанию духовности было уделено немало внимания. Многие из этих исследований были вы ...

Российское образование в 30-80-х гг
Сложившаяся к началу 30-х гг. в СССР тоталитарная государственная система не могла не отразиться и на школе. Вводились всестороннее централизованное управление и централизованный контроль. Вся деятельность школы, в том числе содержание образования, были подвергнуты унификации и жесткой регламентаци ...

Методы организации обучения с применением персонального компьютера
Анализируя своеобразие методов компьютерного обучения, С. А. Илюшин и Б. Л. Собкин утверждают: «В практике обучения могут применяться четыре основных метода обучения: объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; проблемный; исследовательский. Учитывая, что первый метод не предусматривает наличия о ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru