Личность как содержательное обобщение высшего уровня

Академик РАО В.В. Давыдов ввел в науку термин «содержательное обобщение», означающие теоретический образ, получаемый в человеческом сознании путем мыслительных операций, устанавливающих единство системы понятий и их взаимосвязей и представляющий, таким образом, обобщение обобщений. Обобщением такого уровня является и понятие личности.

Человек - индивид представляет (условно) совокупность физического и психического содержания. Психика человека (в материалистической концепции – продукт высокоорганизованной материи), в свою очередь, делится (не резко) на две части: эмоции и сознание. Сознание отличает человека от животного, оно отражает окружающий мир в мозгу человека. Сознание составляет основу того, что называют личностью.

Существуя в определенной социальной и материальной среде, взаимодействуя с окружающими людьми и природой, участвуя в общественном производстве, человек проявляет себя как сложная самоуправляющая система с огромным спектром различных качеств и свойств. Эта система и есть - личность.

Объективное проявление личности выражается во всех и всяческих взаимодействиях с окружающим миром. Субъективно же она проявляется как осознание человеком существование своего «Я» в мире и обществе себе подобных (самосознание).

Личность – это психическая, духовная сущность человека, выступающая в разнообразных обобщенных системах качеств:

- совокупность социально значимых свойств человека;

- система отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой;

- система деятельности, осуществляемых социальных ролей, совокупность поведенческих актов;

- осознание окружающего мира и себя в нём;

- система потребностей;

- совокупность способностей, творческих возможностей;

- совокупность реакций на внешние условия и т.д.

Все это образует содержательное обобщение «личность».


Актуально о образовании:

Управления самостоятельной деятельностью студентов
Анализ современных исследований по проблеме самостоятельной работы студентов показывает, что осуществлять личностный подход, организовывая самостоятельную деятельность студентов, очень сложно. Существующие способы организации самостоятельной работы, традиционные и нетрадиционные, несмотря на внешне ...

Характеристика стертой дизартрии в трудах различных исследователей
Е.Н. Винарская характеризует дизартрию как «…невнятную, смазанную, малоразборчивую речь, обусловленную стволово – подкорковыми очаговыми поражениями мозга». Дизартрия - латинский термин, который в переводе означает расстройство членораздельной речи-произношения. А. Н. Корнев определяет дизартрию у ...

Причины неуспеваемости учащихся по химии в средней школе
Психологические исследования последних лет позволяют учителю-предметнику получить весьма важные сведения о типичных возрастных особенностях сформированности у учащихся определенного возраста различных интеллектуальных умений и других качеств личности. Эти сведения, к сожалению, не стали исходной ос ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru