Личность как содержательное обобщение высшего уровня

Академик РАО В.В. Давыдов ввел в науку термин «содержательное обобщение», означающие теоретический образ, получаемый в человеческом сознании путем мыслительных операций, устанавливающих единство системы понятий и их взаимосвязей и представляющий, таким образом, обобщение обобщений. Обобщением такого уровня является и понятие личности.

Человек - индивид представляет (условно) совокупность физического и психического содержания. Психика человека (в материалистической концепции – продукт высокоорганизованной материи), в свою очередь, делится (не резко) на две части: эмоции и сознание. Сознание отличает человека от животного, оно отражает окружающий мир в мозгу человека. Сознание составляет основу того, что называют личностью.

Существуя в определенной социальной и материальной среде, взаимодействуя с окружающими людьми и природой, участвуя в общественном производстве, человек проявляет себя как сложная самоуправляющая система с огромным спектром различных качеств и свойств. Эта система и есть - личность.

Объективное проявление личности выражается во всех и всяческих взаимодействиях с окружающим миром. Субъективно же она проявляется как осознание человеком существование своего «Я» в мире и обществе себе подобных (самосознание).

Личность – это психическая, духовная сущность человека, выступающая в разнообразных обобщенных системах качеств:

- совокупность социально значимых свойств человека;

- система отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой;

- система деятельности, осуществляемых социальных ролей, совокупность поведенческих актов;

- осознание окружающего мира и себя в нём;

- система потребностей;

- совокупность способностей, творческих возможностей;

- совокупность реакций на внешние условия и т.д.

Все это образует содержательное обобщение «личность».


Актуально о образовании:

Этапы разработки УМК
Разработка комплексного учебно-методического обеспечения состоит из нескольких этапов. Заведующий учебно-методическим центром Уссурийского техникума Саломай Е.А. предложила следующие этапы создания УМК дисциплины. Состоит из 5 этапов. I. Работа с нормативной и учебно-методической документацией. На ...

Творческие находки учителей технологии в создании увлекательных уроков: анализ практической деятельности
Три основных вопроса каждодневно встают перед учителем при подготовке к занятиям: Для чего учить? Чему учить? Как учить? Программы, учебники, методические пособия существенно помогают ему при решении первых двух вопросов. Правда и тут он многое должен додумать сам, учитывая конкретные задачи обучен ...

Суть и содержание метапредметных результатов
Метапредметные умения, или как их еще называют универсальные учебные действия делятся на несколько видов, это личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и событ ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru