Стилистика – учебная дисциплина, исследующая один из коммуникативных аспектов языка. Значение курса стилистики в воспитании и обучении молодого поколения обусловлено той особой ролью, которую выполняет язык как важнейшее средство общения человека во всей его многогранной речевой практике.
Основной задачей курса стилистике в школе является развитие способностей не только к правильной, но и выразительной, воздействующей на ум и чувства читателя или слушателя речи. Изучение данной дисциплины должно содействовать расширению лингвистического кругозора обучающихся, воспитанию у них стилистического чутья, закреплению умений и навыков в коммуникативном отношении целесообразного отбора единиц языка, развитию и совершенствованию способностей создавать и оценивать тексты различной стилевой принадлежности, а также интерпретировать семантическую и композиционную структуры художественного текста.
Уроки, на которых затрагиваются вопросы стилистического характера, могут быть направлены на изучение синонимии (лексической, грамматической, синтаксической) как основы стилистики; объектом внимания для обучающихся будут также являться функциональные стили (официально-деловой, научный, газетно-публицистический, разговорный, художественный), функциональные типы текста, являющиеся жанровыми вариациями функционального стиля и представляющие собой композиционно-речевые системы, в стилистической структуре которых реализуются и воплощаются универсальные стилевые нормы.
Занятия по изучению стилистики в школьной практике преподавания русского языка имеют целью не только выработать у обучающихся языковое чутьё, чувство уместности и целесообразности того или иного слова и выражения в определенной ситуации общения, но и научить их свободному владению стилистическими нормами русского языка, являющимися разновидностями общеязыковой нормы, более высоким ее уровнем.
Методика обучения стилистике предлагает широкое использование активных форм обучения, различных видов творческой самостоятельной работы учащихся: написание рефератов, статей и сочинений на заданную или свободную тему, биографий выдающихся людей, подготовка устных сообщений, этюдов о словах и фразеологизмах; составление деловых бумаг, отчетов, заявлений; редактирование и стилистическая правка текстов; изготовление обобщающих таблиц, подбор иллюстративного материала; работа со словарями.
В основе работы по стилистике лежит стилистический анализ, который в конкретном своем применении может быть различным по объему, полноте и целевой направленности и включать в себя следующие виды деятельности:
1. Освоение теоретические сведений по стилистике.
2.Наблюдения над языком текста:
- выявление стилевых признаков текста;
- выявление языковых средств текста, несущих наибольшую смысловую и стилистическую нагрузку;
- выявление «чуждых» для текста стилевых средств.
3. Сопоставление параллельных текстов.
4. Стилистический эксперимент (исследование неудачного стилевого варианта текста).
5. Стилистический анализ творческих работ обучающихся.
Высокохудожественные тексты, используемые как образец при стилистическом анализе, позволяют показать богатство русской речи, повысить интерес к изучению родного языка, реализовать связь между уроками русского языка и литературы. При этом на уроках языка анализ художественных текстов должен быть преимущественно лингвистическим, на уроках литературы - в основном литературоведческим.
Опыт показывает, что в 8-х классах целесообразно в основном использовать тексты учебно-научного характера и отчасти научно-популярные. Собственно научная (академическая) речь недоступна учащимся этого возраста. Можно привлекать тексты из разных наук. Однако задача учителя словесника - научить в первую очередь владеть языком своего предмета и создать благоприятные условия для развития речи при изучении других дисциплин.
Школьная стилистика должна представлять собой практически направленную часть функциональной стилистики, которая, учитывая практическую необходимость и доступность стилистической теории, дает учащимся минимум знаний и содействует формированию стилистически дифференцированной речи. Школьная стилистика должна учить речевому мастерству, развивать мышление, эмоциональную сферу, эстетический вкус учащихся. В школе должны сочетаться сознательный и интуитивный подходы в обучении речи: стилистический анализ образца и подражание ему.
Актуально о образовании:
Основные показатели и условия развития
пространственного мышления
В нашем исследовании важную роль играет оценка показателей развития пространственных представлений. Для выделения показателей развития пространственных представлений обратимся к психолого-педагогической литературе. Так, например, И.С. Якиманская выделяет такие показатели развития пространственных п ...
Методика обучения младших школьников решению простых
и составных текстовых задач
Задачи бывают простые и составные по числу действий, выполняемых для их решения. Задача называется простой, если для ее решения нужно выполнить один раз какое-либо арифметическое действие. Задача называется составной, если для ее решения нужно выполнить несколько арифметических действий (неважно, о ...
Анализ программы Конышевой Н.М. «Методика
трудового обучения младших школьников: основы дизайнообразования»
Прежде чем перейти непосредственно к раскрытию некоторых методических аспектов в изучении народной культуры, на наш взгляд, следует сказать с существующих ныне новых программах трудового обучения. Их много, но, по нашему мнению, наибольшего внимания заслуживает программа трудового обучения (основам ...