Место науки о стилях в школьной практике

Новое о образовании » Особенности изучения стилистики в 8 классе » Место науки о стилях в школьной практике

Страница 1

Стилистика – учебная дисциплина, исследующая один из коммуникативных аспектов языка. Значение курса стилистики в воспитании и обучении молодого поколения обусловлено той особой ролью, которую выполняет язык как важнейшее средство общения человека во всей его многогранной речевой практике.

Основной задачей курса стилистике в школе является развитие способностей не только к правильной, но и выразительной, воздействующей на ум и чувства читателя или слушателя речи. Изучение данной дисциплины должно содействовать расширению лингвистического кругозора обучающихся, воспитанию у них стилистического чутья, закреплению умений и навыков в коммуникативном отношении целесообразного отбора единиц языка, развитию и совершенствованию способностей создавать и оценивать тексты различной стилевой принадлежности, а также интерпретировать семантическую и композиционную структуры художественного текста.

Уроки, на которых затрагиваются вопросы стилистического характера, могут быть направлены на изучение синонимии (лексической, грамматической, синтаксической) как основы стилистики; объектом внимания для обучающихся будут также являться функциональные стили (официально-деловой, научный, газетно-публицистический, разговорный, художественный), функциональные типы текста, являющиеся жанровыми вариациями функционального стиля и представляющие собой композиционно-речевые системы, в стилистической структуре которых реализуются и воплощаются универсальные стилевые нормы.

Занятия по изучению стилистики в школьной практике преподавания русского языка имеют целью не только выработать у обучающихся языковое чутьё, чувство уместности и целесообразности того или иного слова и выражения в определенной ситуации общения, но и научить их свободному владению стилистическими нормами русского языка, являющимися разновидностями общеязыковой нормы, более высоким ее уровнем.

Методика обучения стилистике предлагает широкое использование активных форм обучения, различных видов творческой самостоятельной работы учащихся: написание рефератов, статей и сочинений на заданную или свободную тему, биографий выдающихся людей, подготовка устных сообщений, этюдов о словах и фразеологизмах; составление деловых бумаг, отчетов, заявлений; редактирование и стилистическая правка текстов; изготовление обобщающих таблиц, подбор иллюстративного материала; работа со словарями.

В основе работы по стилистике лежит стилистический анализ, который в конкретном своем применении может быть различным по объему, полноте и целевой направленности и включать в себя следующие виды деятельности:

1. Освоение теоретические сведений по стилистике.

2.Наблюдения над языком текста:

- выявление стилевых признаков текста;

- выявление языковых средств текста, несущих наибольшую смысловую и стилистическую нагрузку;

- выявление «чуждых» для текста стилевых средств.

3. Сопоставление параллельных текстов.

4. Стилистический эксперимент (исследование неудачного стилевого варианта текста).

5. Стилистический анализ творческих работ обучающихся.

Высокохудожественные тексты, используемые как образец при стилистическом анализе, позволяют показать богатство русской речи, повысить интерес к изучению родного языка, реализовать связь между уроками русского языка и литературы. При этом на уроках языка анализ художественных текстов должен быть преимущественно лингвистическим, на уроках литературы - в основном литературоведческим.

Опыт показывает, что в 8-х классах целесообразно в основном использовать тексты учебно-научного характера и отчасти научно-популярные. Собственно научная (академическая) речь недоступна учащимся этого возраста. Можно привлекать тексты из разных наук. Однако задача учителя словесника - научить в первую очередь владеть языком своего предмета и создать благоприятные условия для развития речи при изучении других дисциплин.

Школьная стилистика должна представлять собой практически направленную часть функциональной стилистики, которая, учитывая практическую необходимость и доступность стилистической теории, дает учащимся минимум знаний и содействует формированию стилистически дифференцированной речи. Школьная стилистика должна учить речевому мастерству, развивать мышление, эмоциональную сферу, эстетический вкус учащихся. В школе должны сочетаться сознательный и интуитивный подходы в обучении речи: стилистический анализ образца и подражание ему.

Страницы: 1 2 3 4 5


Актуально о образовании:

Интеллектуальные нарушения, причины нарушений интеллектуального развития у детей
Нарушение интеллекта у детей (умственная отсталость) – это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим поражением головного мозга. Именно эти признаки: стойкость, необратимость дефекта и его органическое происхождение должны в первую очередь учитываться при ди ...

Современные технологии с точки зрения самостоятельной работы учащихся на уроках химии
Учителей всегда волновал вопрос: как в наше трудное время преодолеть у школьников нежелание учиться и вслед за этим снижение в обществе престижа знаний? Какие найти средства, формы и методы обучения, чтобы разбудить жажду знаний и стремление к саморазвитию? Как вооружить каждого учащегося не только ...

Сущность и содержание исправления осужденных
Действующий ныне Уголовно-исполнительный кодекс РФ (1996) и ведомственные нормативные акты, регламентирующие деятельность пенитенциарных учреждений, не содержат определения понятия «исправление осужденных», а среди ученых продолжаются дискуссии о содержании и пределах изменений в личности лиц, отбы ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru