Особенности развития и воспитания, учащихся среднего школьного возраста

Новое о образовании » Воспитание и развитие личности ребенка » Особенности развития и воспитания, учащихся среднего школьного возраста

Страница 1

Подрос­тковый возраст обычно называют переходным, так как в этот период происходит переход от детства к юности. У учащихся этого возрастного периода как бы переплета­ются черты детства и черты, во многом присущие юнос­ти, но еще находящиеся в стадии становления и разви­тия. Вот почему подростка иной раз характеризуют как полуребенка и полувзрослого. Как полувзрослый он ощу­щает быстрый рост физических сил и духовных потреб­ностей, как полуребенок он еще ограничен своими воз­можностями и опытом, чтобы удовлетворить все возникающие запросы и потребности. Этим объясняется слож­ность и противоречивость характера, поведения и разви­тия подростков, что дает основание считать этот возраст в определенной мере трудным для воспитания.

"Отрыв" от детства и приближение к взрослому состо­янию отчетливо проявляются в тех своеобразных чертах физического и духовного развития, которые отличают подростков от младших школьников. Прежде всего, по-иному протекает физическое развитие средних школьни­ков. Оно характеризуется большей интенсивностью, не­равномерностью и значительными осложнениями, свя­занными с началом полового созревания.

В частности, отмечается усиление активности гипо­физа и щитовидной железы. Это стимулирует физичес­кий рост и способствует усилению обменных процессов в организме. Однако в физическом развитии наблюдается непропорциональность: конечности растут быстрее, разви­тие же туловища несколько отстает. Внешне это прояв­ляется в том, что у подростков руки и ноги кажутся несколько удлиненными, а движения их отличаются угло­ватостью и некоторой неуклюжестью. Вместе с тем отмечается неравномерность в процессе самого роста: в от­дельные периоды он то замедляется, то происходит слиш­ком интенсивно. Этот процесс сопровождается окостене­нием скелета и уменьшением хрящевого вещества. Одно­временно с этим развиваются мышечные ткани и, в частности, более тонкие волокна, что вместе с упрочени­ем скелета придает подросткам большую физическую силу. При этом ряд ученых отмечают акселерацию (ус­корение) этих процессов, которая выражается в том, что физическое развитие подростков в настоящее время про­исходит на 1—1,5 года быстрее, чем 30—40 лет назад.

Некоторые диспропорции наблюдаются также в развитии сердечно-сосудистой системы. Сердце растет быстрее, развитие же сосудов несколько отстает, что ведет к недо­статку в притоке крови к отдельным органам и систе­мам, к повышению кровяного давления и связанными с этим головными болями. Подростки отличаются большой подвижностью, повышенной резвостью, стремлением к деятельности и практическому приложению своих сил в труде, в поднятии тяжестей, в физических соревнованиях, ' а мальчики и в потасовках друг с другом. Но и мышцы, и кровеносная система еще окрепли недостаточно, поэтому подростки быстро устают, не в состоянии переносить длительное физическое напряжение, а чрезмерные физичес­кие нагрузки (например, прыжки в длину и высоту, пере­прыгивание канав и других препятствий) нередко приво­дят к физическим травмам. Вот почему правильное дози­рование физических нагрузок является важной задачей при организации практической деятельности подростков.

Необходимость постоянного внимания и создания бла­гоприятных условий для физического развития подрост­ков (организация ежедневной утренней гимнастики, спортивно-массовых мероприятий, подвижных игр, обеспечение достаточного пребывания на свежем воздухе и т.д.) обусловливается также гиподинамией (от греч. hуро — приставка, которая используется в смысле "под" и ука­зывает на понижение против нормы и dinamus — сила, подвижность), то есть недостаточной подвижностью. Уче­ние, требующее сидячего образа жизни, может приво­дить к застойным явлениям в организме, к недостаточ­ному кислородному питанию, что отрицательно сказыва­ется на физическом развитии учащихся.

Развитие мозга, дальнейшее структурное формирова­ние нервных клеток и ассоциативных волокон создают предпосылки для совершенствования познавательной деятельности подростков. Поступление же в кровь гор­монов, вырабатываемых органами внутренней секреции, вызывает то повышение, то понижение жизненного то­нуса, то подъем, то упадок работоспособности и энергии, а также сопровождается чередованием то хорошего на­строения, то ухода во внутренние переживания, то жиз­нерадостности, то пассивности. В периоды понижения настроения и упадка энергии у подростков могут появ­ляться раздражительность, равнодушное отношение к уче­бе, ссоры с товарищами и конфликты с друзьями, а так­же многие недоразумения в отношениях с учителями и взрослыми.

Но и периоды подъема энергии и активности подрост­ков приносят немало беспокойств. Нередко они сопро­вождаются озорством, шалостями, стремлением показать свою силу, физическое и моральное превосходство. Имен­но в такие периоды отдельные подростки проявляют "лож­ный героизм": тайком уходят из дому и устраивают в лесу "партизанские лагеря", организуют самовольные "путешествия" в другие города и т.д. Указанные "срывы" в поведении как раз и говорят о полудетскости и полу­взрослости подростков, о недостаточном умении серьез­но подходить к обдумыванию своих действий и поступ­ков. Все это, безусловно, осложняет воспитание. Поэто­му следует всячески щадить нервную систему подрост­ков, проявлять особую чуткость и оказывать помощь в учебе в периоды снижения успеваемости с тем, чтобы случайной "двойкой" не убить охоты к учению.

Страницы: 1 2


Актуально о образовании:

Проблемы нравственных ориентиров: их формирования и коррекции
Формирование социально-нравственной ориентации учащихся должно стать целостным процессом проживания своих отношений с миром – практически-преобразовательных, познавательных, чувственно-эмоциональных. Основными задачами формирования социально-нравственной ориентации при этом являются: 1) формировани ...

Методика формирования понятия «вещество» на пропедевтическом этапе обучения химии
Создание методики формирования понятия «вещество» на пропедевтическом этапе обучения химии предполагало определение общего уровня знаний учащихся о понятии «вещество» и «система». Под «системой» большинство учащихся понимает «совокупность частей, элементов, органов» и др. При этом ими не учитываютс ...

Классификация педагогических технологий
По уровню применения Общепедагогические Частнопредметные, отраслевые Локальные, модульные, узкометодические По концепции усвоения По организационным формам Коллективный способ обучения Дифференцированное обучение По типу управления познавательной деятельностью Эзотерические Свободного воспитания Гу ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru