Особенности развития и воспитания, учащихся среднего школьного возраста

Новое о образовании » Воспитание и развитие личности ребенка » Особенности развития и воспитания, учащихся среднего школьного возраста

Страница 1

Подрос­тковый возраст обычно называют переходным, так как в этот период происходит переход от детства к юности. У учащихся этого возрастного периода как бы переплета­ются черты детства и черты, во многом присущие юнос­ти, но еще находящиеся в стадии становления и разви­тия. Вот почему подростка иной раз характеризуют как полуребенка и полувзрослого. Как полувзрослый он ощу­щает быстрый рост физических сил и духовных потреб­ностей, как полуребенок он еще ограничен своими воз­можностями и опытом, чтобы удовлетворить все возникающие запросы и потребности. Этим объясняется слож­ность и противоречивость характера, поведения и разви­тия подростков, что дает основание считать этот возраст в определенной мере трудным для воспитания.

"Отрыв" от детства и приближение к взрослому состо­янию отчетливо проявляются в тех своеобразных чертах физического и духовного развития, которые отличают подростков от младших школьников. Прежде всего, по-иному протекает физическое развитие средних школьни­ков. Оно характеризуется большей интенсивностью, не­равномерностью и значительными осложнениями, свя­занными с началом полового созревания.

В частности, отмечается усиление активности гипо­физа и щитовидной железы. Это стимулирует физичес­кий рост и способствует усилению обменных процессов в организме. Однако в физическом развитии наблюдается непропорциональность: конечности растут быстрее, разви­тие же туловища несколько отстает. Внешне это прояв­ляется в том, что у подростков руки и ноги кажутся несколько удлиненными, а движения их отличаются угло­ватостью и некоторой неуклюжестью. Вместе с тем отмечается неравномерность в процессе самого роста: в от­дельные периоды он то замедляется, то происходит слиш­ком интенсивно. Этот процесс сопровождается окостене­нием скелета и уменьшением хрящевого вещества. Одно­временно с этим развиваются мышечные ткани и, в частности, более тонкие волокна, что вместе с упрочени­ем скелета придает подросткам большую физическую силу. При этом ряд ученых отмечают акселерацию (ус­корение) этих процессов, которая выражается в том, что физическое развитие подростков в настоящее время про­исходит на 1—1,5 года быстрее, чем 30—40 лет назад.

Некоторые диспропорции наблюдаются также в развитии сердечно-сосудистой системы. Сердце растет быстрее, развитие же сосудов несколько отстает, что ведет к недо­статку в притоке крови к отдельным органам и систе­мам, к повышению кровяного давления и связанными с этим головными болями. Подростки отличаются большой подвижностью, повышенной резвостью, стремлением к деятельности и практическому приложению своих сил в труде, в поднятии тяжестей, в физических соревнованиях, ' а мальчики и в потасовках друг с другом. Но и мышцы, и кровеносная система еще окрепли недостаточно, поэтому подростки быстро устают, не в состоянии переносить длительное физическое напряжение, а чрезмерные физичес­кие нагрузки (например, прыжки в длину и высоту, пере­прыгивание канав и других препятствий) нередко приво­дят к физическим травмам. Вот почему правильное дози­рование физических нагрузок является важной задачей при организации практической деятельности подростков.

Необходимость постоянного внимания и создания бла­гоприятных условий для физического развития подрост­ков (организация ежедневной утренней гимнастики, спортивно-массовых мероприятий, подвижных игр, обеспечение достаточного пребывания на свежем воздухе и т.д.) обусловливается также гиподинамией (от греч. hуро — приставка, которая используется в смысле "под" и ука­зывает на понижение против нормы и dinamus — сила, подвижность), то есть недостаточной подвижностью. Уче­ние, требующее сидячего образа жизни, может приво­дить к застойным явлениям в организме, к недостаточ­ному кислородному питанию, что отрицательно сказыва­ется на физическом развитии учащихся.

Развитие мозга, дальнейшее структурное формирова­ние нервных клеток и ассоциативных волокон создают предпосылки для совершенствования познавательной деятельности подростков. Поступление же в кровь гор­монов, вырабатываемых органами внутренней секреции, вызывает то повышение, то понижение жизненного то­нуса, то подъем, то упадок работоспособности и энергии, а также сопровождается чередованием то хорошего на­строения, то ухода во внутренние переживания, то жиз­нерадостности, то пассивности. В периоды понижения настроения и упадка энергии у подростков могут появ­ляться раздражительность, равнодушное отношение к уче­бе, ссоры с товарищами и конфликты с друзьями, а так­же многие недоразумения в отношениях с учителями и взрослыми.

Но и периоды подъема энергии и активности подрост­ков приносят немало беспокойств. Нередко они сопро­вождаются озорством, шалостями, стремлением показать свою силу, физическое и моральное превосходство. Имен­но в такие периоды отдельные подростки проявляют "лож­ный героизм": тайком уходят из дому и устраивают в лесу "партизанские лагеря", организуют самовольные "путешествия" в другие города и т.д. Указанные "срывы" в поведении как раз и говорят о полудетскости и полу­взрослости подростков, о недостаточном умении серьез­но подходить к обдумыванию своих действий и поступ­ков. Все это, безусловно, осложняет воспитание. Поэто­му следует всячески щадить нервную систему подрост­ков, проявлять особую чуткость и оказывать помощь в учебе в периоды снижения успеваемости с тем, чтобы случайной "двойкой" не убить охоты к учению.

Страницы: 1 2


Актуально о образовании:

Стимулирование и мотивация познавательной деятельности
Эффективность освоения любого вида деятельности, в том числе и познавательной, во многом зависит от наличия у ребенка мотивации к данному виду деятельности. Деятельность протекает более эффективно и дает более качественные результаты, если у учащихся имеются сильные, яркие и глубокие мотивы, вызыва ...

Аккредитация ВУЗов ABET
АВЕТ был образован в 1932 г. для продвижения учебных программ, не связанных с инженерно-строительными направлениями. В этом качестве АВЕТ приступил к сертификации программ уже в 1936 г. и в дальнейшем стал национальным центром по аккредитации инженерных программ всех направлений. В настоящее время ...

Регламентация Болонского процесса
Болонский процесс в ходе своего существования издал ряд документов, которыми руководствуется: Великая хартия университетов. Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе. Сорбонская совместная декларация о согласовании системы высшего образования в Евро ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru