Организация, цель, задачи, принципы и методы изучения восприятия

Страница 1

зрение нарушение младший школьник

Целью первого констатирующего экспериментального исследования явилось определение уровня зрительного восприятия у младших школьников с нарушениями зрения.

В задачи данного исследования входили:

1. Изучить карты полного обследования исследуемых детей, особое внимание уделить ознакомлению с их офтальмологическим диагнозом;

2. Апробировать модифицированную методику по выявлению особенностей зрительного восприятия на детях экспериментальной группы.

2. Оценить различные стороны зрительного восприятия у детей экспериментальной группы.

Исследование проводилось на базе комплекса школа – детский сад для слабовидящих детей. В исследовании участвовали 15 детей первоклассников с нарушениями зрения.

Предметом данного исследования явилась взаимосвязь особенностей восприятия и дисграфических расстройств у детей с нарушениями зрения.

Для решения поставленных задач нами использовались следующие методики: метод анализа медицинской документации; комплексный тест для определения уровня зрительного восприятия M.Frostig.

Для ознакомления с особенностями зрительного дефекта мы изучили карты полного обследования детей экспериментальной группы, в которых были даны медицинские заключения по следующим направлениям:

- диагнозы по зрению;

- психоневрологическим отклонениям;

- общим соматическим заболеваниям;

- нарушениям опорно-двигательного аппарата;

- логопедическое заключение.

Так как нас больше интересовало первое направление, поэтому его изучению мы уделили особое внимание, а также проконсультировались с врачом – офтальмологом по каждому диагнозу.

Далее наше исследование продолжилось определением уровня зрительного восприятия у обозначенной категории учащихся. Для этого мы воспользовались комплексным тестом M. Frostig. Данная методика представляет собой переработанную тестовую методику M. Frostig.

Как нам уже известно, зрительное восприятие состоит из большого числа функций, поэтому мы воспользовались данной методикой, т. к. она представляет собой комплексную систему для оценки различных сторон зрительного восприятия, таких как:

Зрительно-моторная координация (субтест 1) (Бланки указанных субтестов представлены в приложении 4). Данное задание состояло из проведения непрерывной прямой, кривой и изогнутой под различными углами линий от заданного начала к заданному концу, между границами или по заданному образцу.

Фигурно-фоновое различение (субтест 2). Состояло в нахождении заданной фигуры при увеличении количества фоновых фигур. В заданиях использовались пересечения фигур и «скрытые» геометрические фигуры.

Постоянство очертаний (субтест 3). Задание состояло из опознания центральной геометрической фигуры, имеющей разные размеры, тона, текстуры и расположение в пространстве. Для опознания в качестве центральной предлагались круг и квадрат.

Положение в пространстве (субтест 4). Задание заключалось в узнавании повернутых и перевернутых геометрических фигур, групп фигур и букв в сериях.

Пространственные отношения (субтест 5). Задание заключалось в анализе и копирование несложных форм, состоящих из линий различной длины и углов.

Комплексный субтест (субтест 6). Задание заключалось в анализе детьми фигур с последующим дорисовыванием их частей согласно заданному образцу.

Тестирование проводилось подгруппами по 3-4 ребенка. Для проведения тестирования использовались следующие материалы:

- регистрационный лист;

- тестовый буклет с бланками субтестов по количеству тестируемых детей и демонстрационные карточки (с изображением равностороннего треугольника, квадрата, прямоугольника, ромба, круга, овала, полукруга, креста, пятиугольной и шестиугольной звезды);

- простой (М), цветные карандаши и фломастеры;

- парты с ровной поверхностью.

Во время проведения тестирования строго следовали инструкция по проведении. Каждому ребенку предлагался тестовый буклет и карандаши. На протяжении тестирования нами заполнялся регистрационный лист, в него заносились все замечания о работе каждого ребенка. Перед выполнением ребенком задания нами озвучивалась следующая инструкция: «Сейчас мы с тобой будем рисовать. Внимательно слушай задание и выполняй его так, как я буду говорить. Выполнение каждого задания начинай только по моей команде. Когда ты закончишь выполнять задание, положи карандаш на стол и жди инструкцию к следующему. Если ты не понял задание, спроси сразу, чтобы не сделать ошибок». Инструкция повторялась нами по мере необходимости. Методика содержит достаточно большой речевой материал в виде инструкций к заданиям субтеста и зрительный, в виде бланков к субтестам. Поэтому перед тем как приступать к исследованию детей по данной методике, учитывая их зрительный дефект, посоветовавшись с врачом-офтальмологом, мы адаптировали некоторые моменты в ней:

Страницы: 1 2 3


Актуально о образовании:

Понятие величины. Свойства величины
Понятие величины имеет довольно распространенное значение и в математике и в обычной жизни. С величиной человек сталкивается сплошь и рядом. Она присутствует и в бытовых предметах, и в окружающем мире человека. Его окружают большие дома, деревья, облака, небо. Понятию величины отведено достойное ме ...

Модель формирования пространственного образа
Первым шагом на любом этапе познания, в том числе и при формировании представлений, является восприятие, «живое созерцание» определённой визуальной информации, например, чертежа, схемы, модели, рисунка и т.п. Для того чтобы сделать его действенным, необходимо не просто смотреть на предлагаемые для ...

Анализ форм и содержания проектной деятельности старших школьников в Интернет-фестивале
Используя классификацию Е.С. Полат, по доминирующему в проекте методу телекоммуникационный образовательный проект «Интернет–фестиваль «Умник» для старшеклассников относится к творческому типу, так как его структура постоянно развивается в соответствии с логикой и интересами участников проекта. По х ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru