Организация, цель, задачи, принципы и методы изучения восприятия

Страница 1

зрение нарушение младший школьник

Целью первого констатирующего экспериментального исследования явилось определение уровня зрительного восприятия у младших школьников с нарушениями зрения.

В задачи данного исследования входили:

1. Изучить карты полного обследования исследуемых детей, особое внимание уделить ознакомлению с их офтальмологическим диагнозом;

2. Апробировать модифицированную методику по выявлению особенностей зрительного восприятия на детях экспериментальной группы.

2. Оценить различные стороны зрительного восприятия у детей экспериментальной группы.

Исследование проводилось на базе комплекса школа – детский сад для слабовидящих детей. В исследовании участвовали 15 детей первоклассников с нарушениями зрения.

Предметом данного исследования явилась взаимосвязь особенностей восприятия и дисграфических расстройств у детей с нарушениями зрения.

Для решения поставленных задач нами использовались следующие методики: метод анализа медицинской документации; комплексный тест для определения уровня зрительного восприятия M.Frostig.

Для ознакомления с особенностями зрительного дефекта мы изучили карты полного обследования детей экспериментальной группы, в которых были даны медицинские заключения по следующим направлениям:

- диагнозы по зрению;

- психоневрологическим отклонениям;

- общим соматическим заболеваниям;

- нарушениям опорно-двигательного аппарата;

- логопедическое заключение.

Так как нас больше интересовало первое направление, поэтому его изучению мы уделили особое внимание, а также проконсультировались с врачом – офтальмологом по каждому диагнозу.

Далее наше исследование продолжилось определением уровня зрительного восприятия у обозначенной категории учащихся. Для этого мы воспользовались комплексным тестом M. Frostig. Данная методика представляет собой переработанную тестовую методику M. Frostig.

Как нам уже известно, зрительное восприятие состоит из большого числа функций, поэтому мы воспользовались данной методикой, т. к. она представляет собой комплексную систему для оценки различных сторон зрительного восприятия, таких как:

Зрительно-моторная координация (субтест 1) (Бланки указанных субтестов представлены в приложении 4). Данное задание состояло из проведения непрерывной прямой, кривой и изогнутой под различными углами линий от заданного начала к заданному концу, между границами или по заданному образцу.

Фигурно-фоновое различение (субтест 2). Состояло в нахождении заданной фигуры при увеличении количества фоновых фигур. В заданиях использовались пересечения фигур и «скрытые» геометрические фигуры.

Постоянство очертаний (субтест 3). Задание состояло из опознания центральной геометрической фигуры, имеющей разные размеры, тона, текстуры и расположение в пространстве. Для опознания в качестве центральной предлагались круг и квадрат.

Положение в пространстве (субтест 4). Задание заключалось в узнавании повернутых и перевернутых геометрических фигур, групп фигур и букв в сериях.

Пространственные отношения (субтест 5). Задание заключалось в анализе и копирование несложных форм, состоящих из линий различной длины и углов.

Комплексный субтест (субтест 6). Задание заключалось в анализе детьми фигур с последующим дорисовыванием их частей согласно заданному образцу.

Тестирование проводилось подгруппами по 3-4 ребенка. Для проведения тестирования использовались следующие материалы:

- регистрационный лист;

- тестовый буклет с бланками субтестов по количеству тестируемых детей и демонстрационные карточки (с изображением равностороннего треугольника, квадрата, прямоугольника, ромба, круга, овала, полукруга, креста, пятиугольной и шестиугольной звезды);

- простой (М), цветные карандаши и фломастеры;

- парты с ровной поверхностью.

Во время проведения тестирования строго следовали инструкция по проведении. Каждому ребенку предлагался тестовый буклет и карандаши. На протяжении тестирования нами заполнялся регистрационный лист, в него заносились все замечания о работе каждого ребенка. Перед выполнением ребенком задания нами озвучивалась следующая инструкция: «Сейчас мы с тобой будем рисовать. Внимательно слушай задание и выполняй его так, как я буду говорить. Выполнение каждого задания начинай только по моей команде. Когда ты закончишь выполнять задание, положи карандаш на стол и жди инструкцию к следующему. Если ты не понял задание, спроси сразу, чтобы не сделать ошибок». Инструкция повторялась нами по мере необходимости. Методика содержит достаточно большой речевой материал в виде инструкций к заданиям субтеста и зрительный, в виде бланков к субтестам. Поэтому перед тем как приступать к исследованию детей по данной методике, учитывая их зрительный дефект, посоветовавшись с врачом-офтальмологом, мы адаптировали некоторые моменты в ней:

Страницы: 1 2 3


Актуально о образовании:

Проблемы среднего образования г. Касимов
В Касимове существует развитая система народного образования. Каждый житель города становится ее питомцем с самого раннего возраста. Значение системы образования для города велико. Она должна пополнять кадровый и творческий потенциал экономики и культуры, стать генератором развития города в новых н ...

Использование инновационных технологий на уроках биологии, как средство повышения эффективности образовательного процесса
В настоящее время обществу необходимы творческие, самосовершенствующиеся, конкурентноспособные личности. Владение информационными и коммуникативными технологиями позволяет человеку уверенно чувствовать себя, дает возможность и создает условия для формирования творческой, самосовершенствующиеся личн ...

Какие виды игр встречаются чаще у детей вашей подгруппы
Творческие игры различаются по содержанию (отражение быта, труда взрослых, событий общественной жизни); по организации, количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные); по виду (игры, сюжет которых придумывают сами дети, игры-драматизации — разыгрывание сказок и рассказов; строитель ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru