Изучение уровня самостоятельности учащихся 1 класса

Страница 1

Проблема самостоятельной деятельности младшего школьника имеет свою богатую историю в теоретическом освещении и реализации ее основных положений в практике работы школы. На этой основе мы спланировали и провели эксперимент, который проходил на базе ГУО "Ордатский УПК д-с СШ Шкловского района среди учащихся 1 класса. В исследовании приняли участие 16 учеников.

Цель проведения эксперимента: изучение уровня самостоятельности как качества личности младшего школьника и ее формирование.

Программа изучения школьника не ограничивается наблюдениями и простой констатацией фактов. Сложность внутренней структуры любого качества. Взаимосвязь и взаимообусловленность качественных характеристик и задача целостного изучения личности требует такого набора методов, который обеспечил бы получение всесторонних знаний о ребенке. Удачно служат этим целям метод опроса, "карта воспитанности" и т.д. Система диагностических методик включает комплекс методов исследования, на основе которых делают умозаключения о состоянии развития качества и его признаков. В нашей работе оценивание динамики воспитанности школьника производилось разными путями.

Так, при изучении представлений ребят о формируемом качестве использовался метод опроса учащихся.

Цель данного метода ̶ выявить представления детей о самостоятельности, самостоятельных людях.

Содержание опроса представлено в Приложении 1.

После проведения опроса были получены следующие данные: на вопрос что такое самостоятельность ответило 19 % учеников. 37 % знают, какого человека называют самостоятельным. При анализе третьего вопроса видно, что 44% ребят из класса можно назвать самостоятельными. 37 % учеников считают себя самостоятельными, однако некоторые затрудняются ответить на вопрос почему. На пятый вопрос 44% учеников ответили, что их самостоятельность проявляется в посещении школы (они ходят в школу без сопровождения родителей). В процессе проведения опроса многие ученики повторяли ответы своих одноклассников, это связано с их подражательностью. Ребятам было трудно определить само понятие "самостоятельность", почему они себя считают самостоятельными. Это связано с их небольшими представлениями о понятии самостоятельность, самостоятельный человек.

Так как все ведущие качества личности связаны воедино как компоненты ее целостной структуры, то диагностику сформированности самостоятельности лучше осуществлять на фоне общей диагностики воспитанности школьника, при помощи карт воспитанности школьника (Приложение 2). Карта воспитанности младшего школьника включает в себя перечень ведущих качеств личности (коллективизм, трудолюбие, самостоятельность, честность, любознательность, эмоциональность), которые оцениваются и формируются в данном возрасте, на основании которых можно судить о воспитанности ребенка. Заполняет карту учитель, согласовав с родителями. Оценка силы качества производится по пятибалльной системе 5- волевое качество очень сильно развито, 4- сильно развито, 3-развито, 2- очень слабо развито, 1-волевое качество не присуще данному субъекту. По каждому качеству (критерию) выставляется оценка в зависимости от его проявления. Затем выводится среднеарифметическая оценка, в результате каждый ученик имеет 6 оценок. После оценивания составляется сводная карта воспитанности, в которую заносят оценки всех учеников класса. Результаты сформированности исследуемого качества представлены в Приложении 3.

Страницы: 1 2 3 4


Актуально о образовании:

Анализ современных программ по обучению детей 7 лет иностранному языку
Проблема обучения иностранному языку и ознакомление детей с культурой другой страны обсуждается не впервые. В истории этой проблемы можно заметить спады и подъёмы. Такой подъём был в начале 60-х – середине 70-х годов. В это время в нашей стране и за рубежом появились пособия по обучению иностранным ...

Понятие модуля и кредита
Модули конструируются как системы учебных элементов, объединенных признаком соответствия определенному объекту профессиональной деятельности. Последний рассматривается как некоторый объем учебной информации, который имеет самостоятельную логическую структуру и содержание, что позволяет оперировать ...

Условия и основные позиции личностно ориентированного учения по К. Роджерсу
Условия личностно ориентированного учения: Первое личностно ориентированного учения касается наполненности содержания общения жизненными проблемами учащихся, создания ситуации учения, в которой бы учащимся в определенной степени разрешалось взаимодействовать с важными для них проблемами и вопросами ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru