Формирование самостоятельности у младших школьников

Страница 9

На третьем этапе нашего эксперимента контроль со стороны носил минимальный характер, а поле для самостоятельной деятельности учеников расширялось. Здесь широко применялись различные самостоятельные работы как по учебным предметам, так и в различных видах деятельности.

Формирование самостоятельности младших школьников наглядно показывает работа по составлению детьми кроссвордов. На 1-ом этапе (1 класс) показывалось, как сделать кроссворд, рассказывались особенности составления кроссворда. На родительском собрании с родителями обсуждали эти особенности. И каждым новым заданием, было видно, как усложняются детские кроссворды, повышался уровень самостоятельности.

Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию самостоятельности является создание проблемных ситуаций в учебном процессе. Проблемная ситуация возникает, когда учитель преднамеренно сталкивает жизненные представления учащихся с фактами, для объяснения которых у школьников не хватает знаний, жизненного опыта. Преднамеренно столкнуть жизненные представления учащихся с научными фактами можно с помощью различных наглядных средств, практических заданий, в ходе выполнения которых школьники обязательно допускают ошибки. Это позволяет вызвать удивление, заострить противоречие в сознании учащихся и мобилизовать их до решения проблемы. Например, на уроке окружающего мира по теме "Кто такие птицы?" было создана следующая проблемная ситуация:

- Назовите отличительный признак птиц. (Это животные, которые умеют летать.)

- Посмотрите на слайд. Каких животных вы узнали? (Летучая мышь, бабочка, воробей, курица.)

- Что общего у этих животных? (Умеют летать.)

- Можно их отнести к одной группе? (Нет.)

- Умение летать будет отличительным признаком птиц? - Вы что предполагали? А что получается на самом деле? Какой вопрос возникает? (Что является отличительным признаком птиц?)

Проблемную ситуацию можно создать, побуждая учащихся к сравнению, сопоставлению противоречивых фактов, явлений, данных, т. е. практическим заданием или вопросом столкнуть разные мнения учащихся.

Так, на уроке письма мы предлагаем учащимся следующую ситуацию: - Одна девочка-первоклассница написала о себе в газету. Вот что у неё получилось: "Здравствуйте! Меня зовут аня. Я живу в городе минске. Я люблю читать сказки. Мои любимые сказочные герои – буратино, золушка. А ещё я люблю играть с шариком".

- Исправьте ошибки. Запишите последнее предложение в тетрадь.

- Как вы написали слово шарик в предложении? (Разные ответы: шарик, Шарик.) - Посмотрим на экран. В чём затруднение? (Мы видим, что у некоторых ребят это слово записано с большой буквы, а у других с маленькой.) - Какой вопрос возникает? (Кто прав?) - Что нужно сделать? (Остановиться и подумать).

В школьной практике широкое применение получили проблемные ситуации, возникающие при несоответствии известного и требуемого способов действия. Учащиеся сталкиваются с противоречием в том случае, когда их побуждают выполнять новые задачи, новые действия старыми способами. Поняв несостоятельность этих попыток, они убеждаются в необходимости овладения новыми способами действий. Создание проблемных ситуаций на уроках дает возможность активизировать мыслительную деятельность учащихся, направить ее на поиск новых знаний и способов действий, так как "следующий этап работы в классе – решение поставленной задачи. Дети высказывают разные предложения, как можно решить поставленную задачу. Если дети быстро предлагают удачное (результативное) решение, дело учителя решить, можно ли переходить к следующему этапу урока. Если учитель не сомневается в том, что большинство детей понимают суть открытия (или это предложение сделано практически одновременно многими детьми), то можно двигаться дальше. Однако иногда возникает ситуация, когда суть хорошей идеи понимают один - два человека в классе, а остальные ещё не готовы воспринять её. Тогда учитель должен намеренно "нейтрализовать" догадавшихся детей, заставляя тем самым остальных продолжать додумывать".

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13


Актуально о образовании:

Связь методики развития речи с другими науками
Методика развития речи связана с другими науками, прежде всего с наукой о языке - языкознанием. Она опирается на данные таких разделов языкознания, как фонетика и орфоэпия, занимающихся звуковой, произносительной стороной языка, лексикология и грамматика, которые изучают словарный состав языка, стр ...

Система образования в эпоху античности
Первоначальное образование в Риме - умение читать, писать, считать было не редкостью среди самых простых граждан, араб – управитель сколько-нибудь значительного поместья непременно знал грамоту и счет. Лучшим средством образования всегда служит изучение языка. Мальчиков и девочек начинали обучать с ...

Роль и место естественнонаучных умений в процессе обучения физики
Естественнонаучная грамотность - способность использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания ок ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru