Формирование самостоятельности у младших школьников

Страница 11

В дидактической игре формируется и проявляется самостоятельность учеников. Она в равной степени способствует как приобретению знаний, так и развитию многих качеств личности. Назначение дидактических игр - развитие познавательных процессов школьников (восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности и др.) и закрепление знаний, приобретенных на уроках. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания о новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др. В нашем классе был проведен День игры.

Проявляется самостоятельность учеников и при написании различных творческих работ. С первого класса осуществляется большая работа по выработке у учеников умения писать сочинения. Первоклассники составляют предложения на определенную тему (по вопросам учителя, дополняют сюжет, самостоятельно придумывают события, предшествующие изображенным или следующие за ними). Все эти задания помогают развитию самостоятельности учеников. С первого класса детей готовили к написанию сочинений: учили рисовать иллюстрации к рассказу в последовательности, делить текст на части, выражать главную мысль, задавать вопросы, составлять план и т.д. Также в работе были использованы следующие задания:

1.Представь себе, что ты присутствуешь вместе с художником в тех местах, которые изображены на картине. Расскажи:

- что тебя окружает;

- что тебе особенно понравилось;

- что заставляет грустить;

- с чего начнешь писать сочинение.

Примеры детских работ:

Рассуждение: Я люблю свою маму, потому что она любит меня.

Повествование: Собака лает на прохожих.

Описание: У кошки мягкие лапки и пушистый хвост.

Так как формирование самостоятельности это длительный, целенаправленный процесс не одного года, для дальнейшего развития изучаемого качества были даны рекомендации родителям и учителям:

● Школьник должен уметь ставить перед собой разные учебные задачи и решать их, действуя по собственному осознанному побуждению: "Это мне интересно", "Мне надо это сделать", без постоянных понуканий стоящих над душой родителей и учителей: "Делай вот так…", "Делай это…". Необходимо помогать ребенку в выявлении и формировании важнейших качеств: активности в познавании, интереса, инициативы, самостоятельности, умения планировать свою работу и умения ставить перед собой цели.

● Постоянный контроль над ребенком, не поспособствует развитию самостоятельности. Стоит задуматься, не слишком ли часто ребенок слышит фразы типа "Это не твоего ума дело", "Не лезь в разговоры старших", или что ему еще рано знать то, что у него не получится это, что он еще слишком маленький. Если ребенка так тщательно контролировать, он постепенно перестанет отвечать за свои действия и будет перекладывать свою вину на взрослых ("Бабушка не положила", "Ты мне не напомнила" и т. д.).

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13


Актуально о образовании:

Экспериментальное исследование условий эффективной организации проблемного обучения в начальной школе
Опытно-исследовательская работа по применению проблемного обучения в начальной школе, проведенная мной, представляет собой три этапа: 1 этап – анализ работы учителя по применению проблемного обучения в своей педагогической деятельности и наблюдение за учащимися с точки зрения их отношения к учению, ...

Формы и методы формирования познавательного интереса у школьников
Формирование и развитие познавательных интересов - часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Если определить эту проблему более конкретно, то ее можно сформулировать так: должен быть путь, с помощью которого можно, добиваясь полноценного усвоения учащимися школьной программы, ...

Проявляются ли элементы сотворчества в руководстве творческими играми
Руководство творческими играми — один из самых сложных разделов методики дошкольного воспитания. Педагог не может заранее предвидеть, что придумают дети и как они будут вести себя в игре. Но это не значит, что роль воспитателя в творческой игре менее активна, чем на занятиях или в играх с правилами ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru