Формирование самостоятельности у младших школьников

Страница 11

В дидактической игре формируется и проявляется самостоятельность учеников. Она в равной степени способствует как приобретению знаний, так и развитию многих качеств личности. Назначение дидактических игр - развитие познавательных процессов школьников (восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности и др.) и закрепление знаний, приобретенных на уроках. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания о новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др. В нашем классе был проведен День игры.

Проявляется самостоятельность учеников и при написании различных творческих работ. С первого класса осуществляется большая работа по выработке у учеников умения писать сочинения. Первоклассники составляют предложения на определенную тему (по вопросам учителя, дополняют сюжет, самостоятельно придумывают события, предшествующие изображенным или следующие за ними). Все эти задания помогают развитию самостоятельности учеников. С первого класса детей готовили к написанию сочинений: учили рисовать иллюстрации к рассказу в последовательности, делить текст на части, выражать главную мысль, задавать вопросы, составлять план и т.д. Также в работе были использованы следующие задания:

1.Представь себе, что ты присутствуешь вместе с художником в тех местах, которые изображены на картине. Расскажи:

- что тебя окружает;

- что тебе особенно понравилось;

- что заставляет грустить;

- с чего начнешь писать сочинение.

Примеры детских работ:

Рассуждение: Я люблю свою маму, потому что она любит меня.

Повествование: Собака лает на прохожих.

Описание: У кошки мягкие лапки и пушистый хвост.

Так как формирование самостоятельности это длительный, целенаправленный процесс не одного года, для дальнейшего развития изучаемого качества были даны рекомендации родителям и учителям:

● Школьник должен уметь ставить перед собой разные учебные задачи и решать их, действуя по собственному осознанному побуждению: "Это мне интересно", "Мне надо это сделать", без постоянных понуканий стоящих над душой родителей и учителей: "Делай вот так…", "Делай это…". Необходимо помогать ребенку в выявлении и формировании важнейших качеств: активности в познавании, интереса, инициативы, самостоятельности, умения планировать свою работу и умения ставить перед собой цели.

● Постоянный контроль над ребенком, не поспособствует развитию самостоятельности. Стоит задуматься, не слишком ли часто ребенок слышит фразы типа "Это не твоего ума дело", "Не лезь в разговоры старших", или что ему еще рано знать то, что у него не получится это, что он еще слишком маленький. Если ребенка так тщательно контролировать, он постепенно перестанет отвечать за свои действия и будет перекладывать свою вину на взрослых ("Бабушка не положила", "Ты мне не напомнила" и т. д.).

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13


Актуально о образовании:

Проблемная ситуация - основное звено проблемного обучения
Проблемная ситуация - центральное звено проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность, активизируется мышление, создаются условия для формирования правильных обобщений. Создание проблемных ситуаций, определяющих начальный момент мышления, является необходим ...

Использование инновационных технологий на уроках биологии, как средство повышения эффективности образовательного процесса
В настоящее время обществу необходимы творческие, самосовершенствующиеся, конкурентноспособные личности. Владение информационными и коммуникативными технологиями позволяет человеку уверенно чувствовать себя, дает возможность и создает условия для формирования творческой, самосовершенствующиеся личн ...

Этические особенности взаимодействия социального работника с «трудными детьми»
Исходя из того, что отклонения в поведении «трудного ребёнка» нелегко преодолеваются усилиями семьи, учителей и воспитателей, то родителям следует прибегнуть к помощи более квалифицированного специалиста. Именно таким специалистом является специалист по социальной работе с трудными детьми, который ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru