Педагогические условия формирования самостоятельности у младших школьников

Новое о образовании » Педагогические условия формирования самостоятельности у младших школьников

Под влиянием новых социально-экономических и политических условий, характеризующихся демократизацией общества и повышением требований к личностным качествам, происходят глубокие и качественные изменения в целях и содержании учебно-воспитательного процесса. Концепция Республики Беларусь, в качестве одной из основных задач в достижении целей воспитания в учреждениях образования, определяет подготовку к самостоятельной жизни и труду. В этих условиях от человека требуется способность к творческому, самостоятельному поиску решений производственных задач, к полезным самостоятельным инициативам, организованность в действиях и поступках. В силу этого актуализируется потребность в воспитании у подрастающего поколения такого общественно значимого качества, как самостоятельность. Это предполагает формирование у школьника позиции субъекта деятельности, способного самостоятельно намечать цели, выбирать пути, способы и средства их реализации, организовывать, регулировать и контролировать их выполнение.

Решение этой проблемы необходимо начинать уже в начальной школе. Учитывая сензитивность психического развития младших школьников, их восприимчивость к педагогическому воздействию, важно приучать детей самостоятельно получать и применять знания, ответственно трудиться, независимо мыслить и действовать, организовывать собственную деятельность и поведение. С этих позиций формирование самостоятельности как качества личности школьников становится своеобразным социальным заказом в области воспитания и, следовательно, имеет общественную и педагогическую значимость.

Разным аспектам проблемы формирования самостоятельности у младших школьников, преимущественно в учебном процессе, посвящены работы Е.Н.Шиянова, П.И.Пидкасистого. Учеными (Н.Ю.Дмитриева, З.Л.Шинтарь и др.) исследуются разные виды самостоятельности. Имеются исследования, в которых самостоятельность воспитывается в отдельных видах деятельности: трудовой (Ю.В.Янотовская), игровой (Д.Б.Эльконин). Наблюдается тенденция к выявлению условий формирования самостоятельности в нескольких видах деятельности (Л.А.Ростовецкая ).

Однако анализ научных источников свидетельствует не только об активизации внимания к проблеме формирования самостоятельности младших школьников в деятельности, но и позволяет сделать вывод о недостаточной изученности стимулирующих деятельность факторов. Противоречие между необходимостью формирования у младших школьников самостоятельности в разных видах деятельности и недостаточной разработанностью условий и средств целенаправленного достижения этой цели на начальной ступени школьного обучения обусловило выбор темы дипломной работы "Педагогические условия формирования самостоятельности у младших школьников".

Цель исследования: выявить и экспериментально-опытным путем проверить условия, способствующие эффективному воспитанию самостоятельности младших школьников.

Задачи: самостоятельность личность класс школьник

Изучить состояние проблемы в литературе.

Определить сущность понятия "самостоятельность" применительно к младшему школьному возрасту.

Выявить уровень проявления самостоятельности у учащихся экспериментального класса.

4. Апробировать методику формирования самостоятельности как ведущего качества личности младших школьников.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в начальной школе.

Предмет исследования: самостоятельность как интегративное качество личности младшего школьника.

Гипотеза исследования: формирование самостоятельности осуществляется эффективно, если обеспечивается: постоянная и своевременная диагностика, стимулирование активности школьника в различных видах деятельности, изменение позиции учителя в организации деятельности детей от непосредственного руководства к опосредованному.

Методы исследования: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме, практического педагогического опыта; опрос учащихся, родителей; педагогический эксперимент. Достоверность полученных результатов и выводов обеспечена применением статистических методов обработки материала и содержательным сравнительным анализом полученных фактов.

Исследование осуществлялось на базе ГУО "Ордатский УПК д-с СШ Шкловского района" Могилевской области среди учеников 1 класса. На первый взгляд дети в классе довольно самостоятельны в обыденной жизни. Они умеют одеваться-раздеваться, по просьбе родителей помогают им в домашних делах. В учебной деятельности не все ученики умеют ставить перед собой различные учебные задачи и решать их без побуждения, помощи и контроля учителя. В труде стремятся исполнять указания и поручения взрослых, редко проявляют собственную инициативу.


Актуально о образовании:

Развитие значения слова
В процессе формирования лексики происходит уточнение значения слова. Главным условием осознания речи является понимание ее смысла, ее значения. А.Н. Леонтьев выделяет следующие типы значения слов: - грамматическое значение слова (принадлежность слова к определенному классу, особенности его сочетани ...

Проблемное изложение материала
Проблемное изложение материала отличается от информативного метода изложения тем, что учитель излагает научные проблемы и открытия не в их завершенном виде, а раскрывает процесс решения проблемы, историю открытия, в некотором смысле сокращенно воспроизводит путь к доказательному познанию и открытию ...

Общая характеристика содержания и средств обучения в системе М. Монтессори
В видении монтессори-педагога каждый ребенок от рождения наделен ему одному свойственным потенциалом развития. Раскрыться этот потенциал может только в собственной деятельности ребенка. Путь развития и совершенствования у каждого человека свой. Задача образования при этом сводится к тому, чтобы соз ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru