● Поначалу, пока ребенок еще не умеет ставить перед собой цели, для развития самостоятельности можно подавать ему варианты действий. Например, если у ребенка диктант по русскому языку, нужно спрашивать его, что нужно в первую очередь повторить, что нужно сделать в конце диктанта, на что обратить внимание и предложить варианты. Или если у него не получается задача, предложить варианты действий, чтобы он выбрал, например, позвонить однокласснику или сделать сначала уроки, которые у него и т.д.
● Принимать верные решения и находить правильный ход действий ребенок научится не сразу. Но следует ему намекать, что успех зависит не от стараний взрослых, но и от его собственных, от самостоятельности ребенка и его инициативы.
● Для выработки самостоятельности необходимо использовать специальные памятки по выполнению различных заданий, которые учат формировать определенный алгоритм в различных ситуациях (например, как выучить новое правило, как решить сложную задачу, как делать работу над ошибками и т. д).
● Если ребенок при выполнении задания проявляет какую-либо инициативу, например, решает дополнительное задание, или находит при подготовке к уроку дополнительный материал, обязательно нужно его хвалить.
● В годы начального обучения в школе в процессе трудовой деятельности и обучения у детей также закрепляются такие качества, как самостоятельность и трудолюбие. Происходит это тогда, когда ребенок, приложив определенные усилия для достижения результата, и получив за эти усилия поощрение, достигает поставленной цели.
● То, что вначале учебной деятельности детям приходится справляться со многими сложностями, связанными с учебным процессом (сложности в обучении письму, чтению и счету), привыканием к новым жизненным условиям (новым требованиям, обязанностям, режиму дня) и новым заботам (раньше можно было играть, придя из детского сада, а теперь нужно делать уроки), также способствует развитию у ребенка самостоятельности и трудолюбия.
● Большое значение имеет вера ребенка в собственные успехи, она постоянно должна поддерживаться учителем. Чем ниже уровень притязаний ребенка и его самооценка, тем сильнее должны его поддерживать воспитывающие его люди (учителя, родители).
● Каким образом можно развивать у школьников самостоятельность? В первую очередь приветствуйте его устремления к самостоятельности, доверяйте выполнять самостоятельно больше дел.
● С самого начала школьного обучения помощь в выполнении домашних заданий необходимо свести к минимуму, чтобы ребенок все делал сам. Для развития такого качества можно, например, создать ситуацию, подходящие условия для которой имеются в групповых формах труда и обучения: ребенку доверяется какое-нибудь важное задание, и если он его успешно выполняет, то оказывается лидером для других.
● Необходимо разделять труд между школьником и педагогом. В начальной школе дети должны не только учиться действовать по инструкциям, планам, алгоритмам, но и учиться строить свои планы и алгоритмы, следовать им.
Актуально о образовании:
Характеристика знаний и отношений детей к немецкой культуре
Экспериментальная часть работы проводилась на базе начальной школы №53, в классе продлённого дня, (дети 6–7 лет, 20 человек). Задачи констатирующего этапа 1. Выяснить отношение родителей к обучению детей немецкому языку. 2. Выявить знания и интерес детей к немецкой культуре. С этой целью проводилос ...
Методы организации обучения с применением персонального компьютера
Анализируя своеобразие методов компьютерного обучения, С. А. Илюшин и Б. Л. Собкин утверждают: «В практике обучения могут применяться четыре основных метода обучения: объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; проблемный; исследовательский. Учитывая, что первый метод не предусматривает наличия о ...
Сущность самостоятельной работы студентов
Новые методы обучения основательно и фундаментально готовят студентов к самостоятельной работе не с отдельными параграфами и главами, а по учебному плану в целом, особенно с первоисточниками. Самостоятельная работа в новой методике не самоцель, а средство формирования самостоятельной личности студе ...