Формирование самостоятельности у младших школьников

Страница 10

Действенным средством, использованном в эксперименте, для развитии самостоятельности у учащихся начальных классов является групповая форма обучения. Использование групповых форм ведет к тому, что у учеников возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность; меняется способ общения между детьми; учащиеся более точно оценивают свои возможности; дети приобретают навыки, которые помогут им в дальнейшей жизни: ответственность, такт, уверенность.

Надо так организовать учебный процесс, чтобы каждый ученик мог реализовать свои возможности, видеть процесс своего продвижения, оценить результат своей и коллективной (групповой) работы, при этом развить в себе самостоятельность, как одно из главных качеств личности.

Самостоятельность как качество личности в значительной степени формируют самостоятельные работы. Самостоятельная работа – это совокупность приемов организации познавательной деятельности, протекающей по заданию, в определенное время, без непосредственного руководства и обеспечивающей повышение самостоятельности. Познавательная же самостоятельность учащихся развивается в процессе вовлечения их в разнообразную учебно-познавательную деятельность и, прежде всего, при выполнении самостоятельных работ. Такие работы не только формируют изучаемое качество, но и показывают на сколько оно сформированно у ребенка, как он может справиться с данной работой. Все виды самостоятельной деятельности младших школьников имеют большое значение. Трудно, невозможно переоценить работу ученика с книгой. Выполнение письменных упражнений, написание сочинений, рассказов, стихов и тому подобное ─ это самостоятельные творческие работы, требующие большей активности, работоспособности.

По определению самостоятельная работа в процессе обучения младших школьников должна научить ребят думать, добывать самостоятельно знания, возбуждать интерес к обучению в школе. Учебный процесс протекает эффективнее, если учащиеся выполняют задания учителя при систематическом, планомерном уменьшении его непосредственной помощи. Поскольку эта работа происходит постепенно, то и развитие познавательной самостоятельности формируется поэтапно. На уроках использовались например самостоятельные работы по математике.

В настоящее время существует множество печатных изданий с разнообразными заданиями, которые расчитаны на самостоятельное выполнение детьми. В своей работе…. я использую следующие задания: "Человек и мир" карточки-задания 1 класс В.М.Вдовиченко, Т.А.Ковальчук, Н.Л.Ковалевская "Математика. Карточки-задания." и др.

Таким образом, применение на практике разнообразных видов самостоятельных работ способствует совершенствованию умений работать самостоятельно и развитию самостоятельности ученика. Однако любая работа должна начинаться с осознания учащимися цели действий и способов действий.

Использование различных игр явилось еще одним важным компонентом формирования самостоятельности. Игра только внешне кажется легкой и беззаботной. А на самом деле она властна требует, чтобы играющий отдал ей максимум сил, энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Игра не подлежит жесткой регламентации – это самостоятельная деятельность детей, однако, учитывая ее огромное воспитательное воздействие на ребенка, взрослые руководят играми детей, создают условия для их возникновения и развития. Свобода и самостоятельность ребенка проявляется: а) в выборе игры или ее содержания; б) в добровольности объединения с другими детьми; в) в свободе вхождения и выхода из игры и т.д. В играх свобода и самостоятельность детей проявляется по разному. Несмотря на разнообразие правил, во всех случаях играющие принимают их и добиваются выполнения добровольно, в интересах самого существования данной игры, так как нарушение правил ведет к ее распаду, разрушению. Дети проявляют значительно большую выдержку, устойчивость внимания, терпение при выполнении правил игры, чем при выполнении требований в обычной повседневной жизни. Правила выступают своего рода механизмом саморегуляции поведения детей. Наличие правил помогает детям самостоятельно организоваться в игре (распределить роли, подготовить игровую обстановку и т.д.). В нашем классе проводились разнообразные игры: интеллектуальные (Что? Где? Когда?), подвижные игры, игры – пятиминутки (например перечислить слова со значением "самостоятельный").

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13


Актуально о образовании:

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru