В процессе литературных игр подобного рода развивались интеллектуальные, моральные, волевые качества личности играющих, проявлялся и совершенствовался кругозор, активизировались задатки и способности.
Удачно послужили для развития самостоятельности младших школьников художественные конкурсы на лучший рисунок к прочитанному произведению. На уроках внеклассного чтения самостоятельность формировалась при раскрытии и расширении смысла данного понятия. Для этого например, был использован рассказ Ю.В. Сотника "Как я был самостоятельным" (Приложение 5). Ученикам рассказ понравился. Некоторые ребята даже представляли себя на месте главного героя, а кому то эта ситуация была знакома. При анализе произведения все из класса старались высказывать свое мнение о том, какого человека мы можем назвать самостоятельным, что такое самостоятельность, в чем она проявляется. Ребята даже пытались привести случаи из своей жизни, когда им приходилось быть самостоятельными. Также с целью раскрытия смысла изучаемого понятия в работе использовались стихотворения и рассказы.
На классных часах смысл и значение самостоятельности ребятам помогали осознать беседы "О самостоятельности", "Школьник сам себе слуга, ему нянька не нужна", "Что значит быть самостоятельным?" Беседы строились с учетом постепенного накопления учащимися знаний. Понятие "самостоятельный" связывалось также с другими качествами (сознательный, настойчивый, ответственный, добросовестный и др.).
Важным шагом в формировании самостоятельности является умение младшего школьника организовать рабочее место – это умение относиться к внешней организованности и является предпосылкой формирования внутренней организованности, самостоятельности. Чтобы сформировать это умение, проводилась работа следующего содержания: учащихся знакомили с рабочим местом, учили отбирать необходимые учебные принадлежности, показывали, как правильно располагать на парте всё, что необходимо для урока; приучали к соблюдению порядка на рабочем месте. Умение организовать своё рабочее место – первый и необходимый шаг в формировании у учащихся аккуратности, предусмотрительности, самостоятельности и внутренней готовности к предстоящей работе. Чтобы у детей сформировался прочный навык в организации рабочего места, проводились игровые упражнения, в процессе которых дети учились отбирать необходимые учебные принадлежности, правильно располагать их на парте. Внимание ребят обращалось на то, как быстрее и удобнее подготовиться к следующему уроку, затрачивая при этом минимум времени и усилий. Школьники узнали, какие вещи находятся на парте постоянно, а какие нужно менять в зависимости от следующего урока. Время от времени проводились соревнования "Какой ряд лучше приготовился к уроку". Ряд – победитель произносил слова: " Есть у нас девиз такой: всё, что нужно, - под рукой!" или "Быть должны всегда в порядке, наши книжки и тетрадки" и т.д. Умение ориентироваться во времени и беречь его – имеет большое значение и является одним из главных признаков самостоятельности. В этих целях использовались доступные и интересные задания, которые уточняли ориентацию детей во времени, воспитывали бережное отношение к нему. Например:
Актуально о образовании:
Упражнения на выполнение геометрических преобразований на плоскости и в
пространстве
Этот тип включает упражнения на различные геометрические преобразования исходных образов пространственных фигур, которые выполняются как в пределах плоскости, так и в пространстве. К ним можно отнести следующие задачи. а) Задачи на отыскание множеств точек – образов при определенном геометрическом ...
Предпосылки формирования лексической
стороны речи детей дошкольного возраста
лексика ребенок стертая дизартрия Термин лексика (от греческого lexikos - словесный, словарный) служит для обозначения словарного состава языка. Чтобы начать говорить, необходимо овладеть языком как устройством, обеспечивающим восприятие и порождение речи. С точки зрения своей организации язык пред ...
Оценка педагогических идей М.
Монтессори её современниками
Мария Монтессори была первой женщиной-врачом в Италии. Начав работать ассистентом врача в университетской клинике, она заинтересовалась методами лечения и реабилитации детей с ограниченными умственными способностями. Монтессори пришла к выводу, что проблемы умственно отсталых детей - это проблемы н ...