Формирование самостоятельности у младших школьников

Страница 2

Большие возможности в формировании самостоятельности (в том числе и читательской самостоятельности) приносили уроки внеклассного чтения. На данных уроках для формирования самостоятельности проводились литературные конкурсы, индивидуальные устные выступления учащихся о прочитанном (ученикам давалось задание взять в библиотеке понравившуюся книгу, прочесть ее, а на следующем уроке рассказать товарищам о ней, чем понравилась и стоит ли ее прочитать остальным). Данные уроки давали большую возможность не только в раскрытии смысла "самостоятельность", но и развивали самостоятельную деятельность самих учеников. Также на уроках чтения и внеклассного чтения проводились самостоятельные работы.

Характер данных работ определялся содержанием учебного материала, дидактической целью и уровнем развития учащихся. Чаще были использованы такие формы, как пересказ, составление плана, устное рисование, устное сочинение и др. при работе широко использовались разные виды пересказов:1) Подробный пересказ - работа воспроизводящего характера. 2) Выборочный пересказ – работа репродуктивно-творческого характера. 3) Творческий пересказ – частично-поискового характера работа.

Подробный пересказ – работа, которую выполняли практически все ученики. Этот вид пересказа основан на развитии восприятия и памяти. Учащиеся проявляли активность при выполнении такого вида работы.

Выборочный пересказ предполагал элементарный анализ произведения, отбор необходимого материала. Этот вид работы носил репродуктивно – творческий характер и вызывал трудность у некоторых учащихся.

Творческий пересказ (краткий, от лица какого-то героя, характеристика героев, их поступков и т.д.) – частично–поискового характера требовал от учащихся умения анализировать произведение, проводить сравнение, отбор необходимого материала, развитие речевых умений. В нашем классе практиковались больше первые два вида пересказов. Сначала, для того чтобы ученики поняли что такое пересказ, в чем его суть работа проводилась на знакомых произведениях, которые были близки ребятам (сказки "Колобок", "Репка" и др.). А позднее пробовали пересказывать и новые, пройденные произведения. Учащихся включали в творческую самостоятельную работу: чтение частей текстов, характеристика героев и их поступков. А сравнение нескольких произведений: героев, событий, поступков и т.д. обучало творческой исследовательской деятельности. Так ученики пришли к выводу, что все русские сказки имеют повторы, есть зачины "Жили-были….", "В некотором царстве….", "Жила-была…" и концовка "И я там был…." и т. д. выполнение данных заданий также способствовало формированию самостоятельности учеников.

Литературные игры интересны и полезны школьникам, особенно игры, в основе которых лежит узнавание художественных произведений по отдельным отрывкам, воссоздание строк и строф по заданным словам, постановка и разгадывание "хитрых" вопросов по прочитанным книгам (викторины, кроссворды), отгадывание имен литературных героев, названий книг и произведений по серии вопросов (шарады, литературные мнения), воспроизведение героев и книг по описанию. Например: Рассмотри и ответь: Кто это? Из какой книги? Кто книгу написал? Или: Подумай и ответь: Чего здесь не хватает? Чем интересна эта книга?

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Актуально о образовании:

Метод проб и ошибок
Метод проб и ошибок (в просторечии также: метод (научного) тыка) — является врождённым методом мышления человека. Также этот метод называют методом перебора вариантов. В 1898 году описан Э. Торндайком как форма научения, основанная на закреплении случайно совершённых двигательных и мыслительных акт ...

Учебный план
Учебный план представляет собой основной (исходный) документ, на основе которого осуществляется вся многогранная работа по физическому воспитанию, определяется основное направление и продолжительность учебной работы для того или иного контингента занимающихся. Он предусматривает последовательность ...

Роль ДЮСШ в развитии физической культуры района
В настоящее время разработана концепция областной программы «Здоровье - XXI век». Программа рассчитана до 2005 года. В ней отражено то, что главная задача здорового образа жизни — не столько правильное питание, полноценный отдых, спорт и борьба со стрессами, сколько убеждение каждого человека, преж ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru