Формирование самостоятельности у младших школьников

Страница 1

Целью формирующего этапа экспериментального исследования было с помощью специально подобранных форм, средств, путей и методов сформировать у младших школьников самостоятельность. Работа осуществлялась в несколько этапов.

Основы методики воспитательной работы с младшими школьниками предполагают разумное сочетание педагогического руководства, активности учащихся в их самостоятельной деятельности, учет возрастных особенностей периода, знание внутреннего мира ребенка и тех изменений, которые в нем происходят под влиянием внешних воздействий. В силу этого в длительном и сложном процессе целостного становления качества мы выделяем несколько этапов, каждый из которых направлен на формирование определенных признаков самостоятельности, отличается системой дел и мерой педагогического руководства.

Первый этап ̶ воспитание "первичной" или исполнительской самостоятельности. Это "копирующая" самостоятельность. Работа учителя на первом этапе требует его непосредственного руководства всеми делами школьников, связана с постоянным обучением ребят самостоятельным действиям и поведению. Она направлена на раскрытие сущности самостоятельности, возбуждения потребности в самостоятельных действиях, вооружение знаниями и умениями организации деятельности.

Второй этап ̶ становление фундамента самостоятельности и ее ведущих компонентов в основных видах деятельности младшего школьника. Для этого этапа характерно заметное снижение педагогического руководства. К организации деятельности в небольшой степени привлекаются школьники. Третий этап характеризуется наиболее полным проявлением самостоятельности. Этот этап отличает еще более опосредованный характер педагогического руководства. Создаются условия, способствующие развитию детского самоуправления, более частыми становятся ситуации, когда ребенок вынужден самостоятельно действовать и принимать решения.

В процессе обучения учащиеся получали разнообразные знания о самостоятельности, о ее значении в жизни каждого человека и общества в целом. Богатый материал в этом направлении содержат учебные предметы в начальных классах. Учитывая особенности содержания предметов в начальной школе, осуществление ознакомления учащихся с изучаемым нами понятием осуществлялось на уроках чтения, внеклассного чтения, факультативных занятиях, уроках трудового обучения, математики и других.

На первом этапе нашего исследования проводилась разнообразная работа по формированию у учеников понятий "самостоятельность", "самостоятельный человек". У ребят формировали желание стать самостоятельными, а также вырабатывали понятие, что самостоятельная деятельность важна и необходима в жизни.

Так, на факультативных занятиях по чтению, благодаря особой эмоциональности, которое несет в себе художественное слово, учащиеся приобретали определенный нравственный опыт положительного отношения к самостоятельным людям. При чтении программных произведений всегда обращали внимание на поведение и поступки главных героев, будь то сказка либо стихотворение. Обращая внимание учащихся на то, что любимые герои сказок, рассказов, изучаемых на уроках, добиваются успеха в жизни, счастья и благополучия благодаря своим высоким нравственным качествам, и прежде всего – самостоятельности, трудолюбию и многим другим способствовали (благодаря особой восприимчивости младших школьников, их стремления к подражанию) развитию у школьников стремления к самостоятельным действиям, труду. На уроках учащиеся знакомились с произведениями, герои которых - люди самостоятельные. Учитывая то, что у младших школьников еще небогатый жизненный опыт и их представления о данном понятии ограничены, проводилась работа, которая расширяла их знания в процессе знакомства с художественными произведениями. При анализе произведений большое внимание учащиеся обращалось на то, как автор характеризует самостоятельных людей, как это качество отражается на их облике, поведении. Например, при работе над сказкой – былью "Кладовая солнца" М.М.Пришвина обсуждали самостоятельную жизнь детей – сирот, Насти и Митраши. Сказка эта учила не только самостоятельности, но и помогала понять и полюбить природу.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Актуально о образовании:

Определение влияния внеурочной деятельности на развитие общения
Основная цель обучения учащихся культуре общения – формирование у них адекватного коммуникативного поведения. Коммуникативное поведение человека – это совокупность норм и традиций общения. Адекватное коммуникативное поведение – это такое коммуникативное поведение, которое соответствует принятым для ...

Формирование и развитие школы «Искусств» г. Советска
Война и музыка . как эти понятия безмерно далеки одно от другого! В дни самых страшных и горьких испытаний любовь к музыке не покинула русский народ, она жила в его душе, помогая ему переносить тяготы войны. В трудные месяцы начала Великой отечественной войны начинает свою историю Детская музыкальн ...

Роль воспитателя при работе в центрах активности
Материалы и оборудование размещаются в специально организованных местах, наличие которых побуждает детей к игре и занятиям. В группе размещаются следующие центры: сюжетно-ролевой, строительства, литература, искусство, манипулятивный, песок и вода, наука. В центрах содержатся разнообразные материалы ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru