Биография Д.И. Менделеева

Страница 1

Дмитрий Иванович Менделеев родился 27 января 1834 г. В Тобольске. В семье он был последним, семнадцатым ребенком.

Отец учено Иван Павлович Менделеев был сыном сельского священника Соколова. Свою фамилию отец будущего ученого Иван Павлович получил почти случайно. Фамилию давали нередко учителя духовного училища; фамилия Менделеев дана Ивану Павловичу, когда он однажды ловко выменял у товарища сапоги и получил от однокашников прозвище в честь местного помещика Менделеева, который так же успешно менял лошадей. Учитель по созвучию «мену делать» вписал и отца под фамилией Менделеев. Прозвище стало фамилией.

Высшее образование Иван Менделеев получил в Главном педагогическом институте в Петербурге, по окончанию которого был назначен учителем в Тобольскую гимназию. В 1809 г. Отец Дмитрия Ивановича женился на Марии Дмитриевне Корнильевой. Происходила она из рода именитых купцов, открывших первую в Тобольске типографию. Впоследствии он служил директором гимназий в Тамбове и Саратове, а в 1827 г. снова вернулся в Тобольск и занял там должность директора гимназии и подчиненных ей училищ. В год рождения последнего сына, Дмитрия, ему пришлось из-за болезни оставить службу. Его многочисленная семья оказалась в трудном материальном положении. Основная тяжесть забот о семье легла на плечи Марии Дмитриевны Менделеевой – матери ученого.

Мария Дмитриевна, женщина выдающегося ума и энергии. Она успевала одновременно и вести небольшой стеклянный завод, доставлявший (вместе со скудной пенсией), более чем скромные средства к существованию, и заботиться о детях, которым дала прекрасное по тому времени образование. При всей своей занятости Мария Дмитриевна уделяла много внимания воспитанию детей. По вечерам собирала их в гостиной, играла на фортепиано или читала вслух. Впрочем, Митя и сам рано выучился читать – в четыре года – и жадно поглощал книги из библиотеки отца. Оторвавшись от чтения, мальчик бежал в лес наблюдать за жизнью зверей и птиц. Или приходил на стекольный завод и заворожено смотрел, как струя расплавленного стекла превращается в чашки и графины. Может быть, именно тогда он и увлекся химией – наукой о чудесных превращениях веществ.

Младший сын особенно обращал на себя ее внимание своими необыкновенными способностями; она решила сделать все возможное для того, чтобы облегчить развитие его природных дарований, поместив его сначала в тобольскую гимназию, затем в Главный Педагогический институт в Петербурге. Она умерла в 1850 г.;

В гимназии Менделеев учился неважно. Не по душе ему была гимназическая рутина, в которой "латинское самообольщение" играло видную роль. Успевал он только по любимым предметам – математике, физике и литературе, которую преподавал Петр Ершов, автор знаменитого «Конька-Горбунка». Митя часто бывал дома у учителя словесности. Там он познакомился с рослой застенчивой девицей со странным именем Физа – так домашние называли Феозву Никитичну Лещеву, падчерицу писателя. Она была на шесть лет старше Дмитрия. Тогда он и представить себе не мог, что проведет рядом с ней больше двух десятилетий.

В 1847 году после смерти мужа Мария Дмитриевна с детьми переехала в Москву, где поступить в Московский университет Дмитрий Менделеев не смог. По правилам тех времён выпускник гимназии мог поступить в университет только своего округа, а Тобольская гимназия, которую закончил Менделеев относилась к Казанскому округу. После трёхлетних хлопот в 1850 г Менделеев поступил в Петербургский Главный педагогический институт на физико-математический факультет.

За это время волнения и непривычный петербургский климат подорвали здоровье Марии Дмитриевны – она умерла сразу после поступления сына в институт. У старших братьев и сестер была своя жизнь, и в 17 лет Дмитрий остался один.

Забыть о потерях и одиночестве помогала учеба, и бывший троечник упорно грыз гранит науки. В институте собралась блестящая плеяда преподавателей: математик М.В. Остроградский, физик Э.Х. Ленц, химик А.А. Воскресенский, минералог С.С. Куторга. Позже Менделеев вспоминал, что сделал выбор между физикой и химией случайно и долго еще разрывался между этими науками. Интересовался он и биологией: по заданию Академии наук собрал богатую коллекцию растений Петербургской губернии. Всю жизнь ему была свойственна невероятная широта научных интересов.

Петербургская сырость и напряженная учеба сделали свое дело – у молодого Менделеева обнаружили туберкулез. Он подолгу лежал в институтском изоляторе и много читал, стремясь не отстать от курса. Врачи отправили его в Крым, где юношу осмотрел сам Н.И. Пирогов. «Успокойтесь, батенька, – сказал знаменитый врач. – Вы еще меня переживете».

Страницы: 1 2 3 4


Актуально о образовании:

Формирование познавательного интереса в обучении
Однажды известного физика Альберта Эйнштейна спросили: “Как делаются открытия? ” Эйнштейн ответил: “А так: все знают, что вот этого нельзя. И вдруг появляется такой человек, который не знает, что этого нельзя. Он и делает открытие”. Конечно, это была лишь шутка. Но все же, вероятно, Эйнштейн вклады ...

Развитие межличностных отношений младшего школьного возраста в группе сверстников
К группе сверстников относится и группа сверстников младшего школьного возраста. Младший школьник – это человек, активно овладевающий навыками общения. В этом возрасте происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и ум ...

Установка и внимание в обучении
В отечественной педагогике утвердилось положение о том, что развитие личности в процессе обучения зависит как от внешних, так и от внутренних условий. К внешним условиям относятся педагогическое мастерство учителя (преподавателя); рациональное построение учебных программ, учебников, учебных пособий ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru