Что же такое педагогическая технология?
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. (Толковый словарь)
А педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).
Каждый учитель, используя ту или иную технологию, помнит, что прежде всего она предназначена для учащегося. А учащийся – это человек. Применяя ту или иную технологию, любой учитель должен учитывать возрастные, психологические особенности детей.
Принцип активности ребенка всегда был основным в дидактике. Но активность ребят старшего (и среднего) школьного возраста сама по себе возникает нечасто (в отличие от детей младшего школьного возраста).
Школьный учитель должен уметь целенаправленно воздействовать и организовывать любой вид деятельности учащихся, т.е. применять нужную технологию, а затем ждать положительных результатов.
В школе, так как мы работаем с детьми, чаще всего, конечно же, применяется игровая технология. Именно игра выполняет в жизни ребенка очень важные функции; и не только развлекательную, но и коммуникативную, и диагностическую. Это очень важно для учителя.
Игра – очень хороший метод обучения. Очень важно, что игра еще и воспитывает (можно применять и в технологии внеклассную работу).
Феномен любой игры в том, что она способна перерасти в обучение, в творчество…
«Игровая технология обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-воспитательной направленностью». Классификационные параметры игровых технологий:
- по уровню применения: все уровни;
- по философской основе: приспосабливающаяся;
- по основному фактору развития: психогенные;
- по ориентации на личностные структуры.
Какие, к примеру, я использую в своей практике игровые технологии? Деловые игры. Здесь стараюсь применить различные модификации: имитационные, ролевые игры, деловой театр.
Каждый год уже традицией в нашей школе стало проведение декады в марте. Неплохо проходят такие игры, как: «Турнир поэтов» (готовлю 7-8 игровых задач), «Бой ораторов», «Пресс-конференции», «КВН». Довольно интересно проводим в школе общественный смотр знаний. Сюда же включаю игры, домашние заготовки.
Я считаю, что игровая технология соответствует всем методологическим требованиям:
1. Концептуальность (научное обоснование).
2. Системность (все части игры взаимосвязаны).
3. Управляемость (можем провести диагностику и провести коррекцию результатов).
4. Эффективность (любая технология должна будет достичь определенных результатов).
5. Воспроизводимость (может применяться, например, в другой школе).
Сейчас прочно вошла в школу технология компьютерного обучения. Это, конечно, очень удобно, но у данной технологии есть свои плюсы и минусы.
Игровые компьютерные технологии вносят в сферу образования:
Плюсы |
Минусы |
1) технологии индивидуализированного обучения 2) интеллектуальную обучающую среду и мотивацию обучения 3) организацию учебного процесса 4) комплексное управление учебным процессом 5) глобализацию высшего образования 6) создают новые формы общения между обучающимися и преподавателем 7) развивают самостоятельность 8) реализуют принцип наглядности |
1) отрицательные воздействие на зрение пользователя (здоровьесберегающие технологии нарушаются) 2) «погружение» пользователя в виртуальную действительность, которая может вызвать отчуждение от внешнего мира, что особенно опасно для детской и подростковой психики 3) отсутствие реального общения |
В основном применяю данную технологию на уроках закрепления материала (и то в старшем звене).
На уроках русского языка и литературы использую также и технологию группового обучения. Это и общественные смотры знаний, и уроки-конференции, и уроки-суды, и уроки-путешествия, и мастерские. Для того, чтобы верно использовать данную технологию, нужно очень хорошо знать класс (индивидуальные особенности интеллектуального и психического развития ребенка). Иначе работа в группах просто не получится (обязательно учитываю типы темпераментов). Изучила метод социометрии, разработанный Морено.
Актуально о образовании:
Физическое воспитание младших школьников в классах
компенсирующего обучения и коррекционных классах VII вида
Физическое воспитание представляет собой довольно сложный процесс, но все же при его реализации не следует идти по пути упрощения. Это можно объяснить, с одной стороны, его значимостью, так как физическое здоровье закладывается в большей степени под влиянием экзогенных факторов, каковыми являются ф ...
Эстетическое воспитание на уроках природоведения
«Счастье - это быть с природой, видеть ее, говорить о ней»,— так писал более ста лет тому назад Л. Н. Толстой. Вот только природа во времена Толстого окружала людей совсем другая, чем та, среди которой живем мы. Реки тогда спокойно несли в океан свою прозрачную, чистую воду, леса стояли дремучие, а ...
Методы, формы, приемы формирования умений решать текстовые
задачи на уроках математики
В процессе обучения математике особое внимание уделяется не столько самой текстовой задаче, сколько ее решению, которое представляет собой сложный и многоплановый процесс. В работах Л.Л. Гуровой, Л.П. Стойловой, Л.М. Фридман и др. отмечается, что под термином "решение задачи" подразумеваю ...