Современные технологии, применяемые при обучении русскому языку и литературе

Новое о образовании » Опыт использования технологии интегрированного обучения » Современные технологии, применяемые при обучении русскому языку и литературе

Страница 1

Что же такое педагогическая технология?

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. (Толковый словарь)

А педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).

Каждый учитель, используя ту или иную технологию, помнит, что прежде всего она предназначена для учащегося. А учащийся – это человек. Применяя ту или иную технологию, любой учитель должен учитывать возрастные, психологические особенности детей.

Принцип активности ребенка всегда был основным в дидактике. Но активность ребят старшего (и среднего) школьного возраста сама по себе возникает нечасто (в отличие от детей младшего школьного возраста).

Школьный учитель должен уметь целенаправленно воздействовать и организовывать любой вид деятельности учащихся, т.е. применять нужную технологию, а затем ждать положительных результатов.

В школе, так как мы работаем с детьми, чаще всего, конечно же, применяется игровая технология. Именно игра выполняет в жизни ребенка очень важные функции; и не только развлекательную, но и коммуникативную, и диагностическую. Это очень важно для учителя.

Игра – очень хороший метод обучения. Очень важно, что игра еще и воспитывает (можно применять и в технологии внеклассную работу).

Феномен любой игры в том, что она способна перерасти в обучение, в творчество…

«Игровая технология обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-воспитательной направленностью». Классификационные параметры игровых технологий:

- по уровню применения: все уровни;

- по философской основе: приспосабливающаяся;

- по основному фактору развития: психогенные;

- по ориентации на личностные структуры.

Какие, к примеру, я использую в своей практике игровые технологии? Деловые игры. Здесь стараюсь применить различные модификации: имитационные, ролевые игры, деловой театр.

Каждый год уже традицией в нашей школе стало проведение декады в марте. Неплохо проходят такие игры, как: «Турнир поэтов» (готовлю 7-8 игровых задач), «Бой ораторов», «Пресс-конференции», «КВН». Довольно интересно проводим в школе общественный смотр знаний. Сюда же включаю игры, домашние заготовки.

Я считаю, что игровая технология соответствует всем методологическим требованиям:

1. Концептуальность (научное обоснование).

2. Системность (все части игры взаимосвязаны).

3. Управляемость (можем провести диагностику и провести коррекцию результатов).

4. Эффективность (любая технология должна будет достичь определенных результатов).

5. Воспроизводимость (может применяться, например, в другой школе).

Сейчас прочно вошла в школу технология компьютерного обучения. Это, конечно, очень удобно, но у данной технологии есть свои плюсы и минусы.

Игровые компьютерные технологии вносят в сферу образования:

Плюсы

Минусы

1) технологии индивидуализированного обучения

2) интеллектуальную обучающую среду и мотивацию обучения

3) организацию учебного процесса

4) комплексное управление учебным процессом

5) глобализацию высшего образования

6) создают новые формы общения между обучающимися и преподавателем

7) развивают самостоятельность

8) реализуют принцип наглядности

1) отрицательные воздействие на зрение пользователя (здоровьесберегающие технологии нарушаются)

2) «погружение» пользователя в виртуальную действительность, которая может вызвать отчуждение от внешнего мира, что особенно опасно для детской и подростковой психики

3) отсутствие реального общения

В основном применяю данную технологию на уроках закрепления материала (и то в старшем звене).

На уроках русского языка и литературы использую также и технологию группового обучения. Это и общественные смотры знаний, и уроки-конференции, и уроки-суды, и уроки-путешествия, и мастерские. Для того, чтобы верно использовать данную технологию, нужно очень хорошо знать класс (индивидуальные особенности интеллектуального и психического развития ребенка). Иначе работа в группах просто не получится (обязательно учитываю типы темпераментов). Изучила метод социометрии, разработанный Морено.

Страницы: 1 2


Актуально о образовании:

Понятие об эмоциях и чувствах
Когда человек воспринимает предметы и явления окружающего мира, он всегда как-то относится к ним, причем это не холодное. Рассудочное отношение к ним, а своеобразное переживание. Одни события вызывают у него радость, другие – негодование, одни вещи нравится. Другие вызывают у него неудовольствие, о ...

Научные основы физического воспитания детей дошкольного возраста в психолого – педагогических исследованиях
Теория физического воспитания развивается на основе современных исследований и передовой практики физического воспитания. Отечественная наука о физическом воспитании складывалась под влиянием богатого наследия прошлого, корни которого уходят вглубь многовековой русской народной педагогики. На сегод ...

Методика формирования понятия «вещество» на пропедевтическом этапе обучения химии
Создание методики формирования понятия «вещество» на пропедевтическом этапе обучения химии предполагало определение общего уровня знаний учащихся о понятии «вещество» и «система». Под «системой» большинство учащихся понимает «совокупность частей, элементов, органов» и др. При этом ими не учитываютс ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru