Анализ и разрешение конфликта, как составляющая коммуникативных способностей

В третьей главе я хочу затронуть, по моему мнению, важную тему касающуюся конфликтов, которые могут возникнуть в процессе педагогической деятельности и просто в жизненных ситуациях. Анализ и разрешение конфликта это важное коммуникативная способность педагога.

Очень важно определить из-за чего возник конфликт, его очаг, зная причины возникновения того или иного спора, предпринять какие-то конкретные шаги по предотвращению их (причин) действия намного легче, предотвращая тем самым вызываемый ими негативный эффект.

Рассмотрим перечень причин возникновения конфликта, предложенный специалистом в области управления персоналом Р. Л. Кричевским. Условно можно представить в виде 3 основных групп причин:

Причин, порожденных психологическими особенностями личностных взаимоотношений;

Причин вызванных учебными и трудовыми процессами;

Коренящихся в личном своеобразии людей.

Также в нашей стране встречаются причины конфликта, обусловленные экономическим состоянием жизни, которые игнорировать, просто нельзя.

Конкретно, остановимся на группе причин, созданных трудовым процессом. Для многих коллективов они являются главными источниками возникновения конфликтных ситуаций.

Можно выделить еще несколько причин конфликта, родственных только что приведенной:

а) неблагоприятная психологическая атмосфера в коллективе (она может быть вызвана образованием неких объединений людей в группы, эстетическими различиями людей, культурными, действиями преподавателя или руководителя и т.д.);

б) плохая психологическая коммуникация (т.е. люди не понимают, не учитывают состояния друг друга, намерения, не считаются с мнениями каждого отдельного человека).

И дополнительно, о возникновении конфликтов, коренящихся в личностном своеобразии членов коллектива. В этом случае имеются в виду возможные личностные особенности, иногда «загоняющие» нас в конфликтные ситуации. Неумение контролировать свои эмоции, держать себя в руках, агрессивность, низкий уровень самоуважения, высокая принципиальность, повышенная тревожность, некоммуникабельность.

Далее остановимся на очень важном моменте. Мы зачастую усматриваем конфликты там, где в действительности их нет, и, напротив, оцениваем порой отношения с людьми как безоблачные, когда конфликт уже прогрессирует. Эту человеческую особенность заметила Петровская Л. А.

В её схеме анализа межличностного конфликта отлично видно, что конфликт может быть адекватно, неадекватно, или ложно понимаем.

В 1 случае (адекватность) это означает, что конфликтная ситуация существует объективно, т.е. стремление стороны А к достижению некоторого желаемого для нее состояния С объективно препятствует достижению стороной В некоторого желаемого для нее состояния Д. И наоборот. Причем стороны справедливо полагают, что структура их целей, интересов конфликтна, и правильно ощущают существо реального конфликта, т.е. дают адекватную трактовку происходящему.

Во 2 случае (неадекватность) конфликтная ситуация существует на самом деле и стороны это осознают, но их понимание ситуации не вполне соответствует реальности.

В 3 случае (ложно понимаемый конфликт) дело обстоит таким образом, что объективно конфликтная ситуация отсутствует, но стороны рассматривают свои отношения как конфликтные.

Петровская Л. А. еще две реально допустимые ситуации:

когда объективно конфликт существует, но сторонами как таковой не обознается;

когда конфликтность отсутствует и объективно и на уровне сознания.


Актуально о образовании:

Становление методики обучения биологии в Новое время
К середине 80-х гг. XX века методика начального естествознания была представлена методикой обучения "Природоведению" - интегрированного курса, который изучался на начальной и средней ступени общеобразовательной школы в России. Методика обучения природоведению рассматривалась как частная п ...

Понятие «педагогическая поддержка» в психолого-педагогической литературе
Термин «педагогическая поддержка» является относительно новым. Под ним понимается система совместной деятельности педагога и ученика, направленная на сохранение самости последнего и ставящая целью поддержать его в процессах «само». В «Толковом словаре» С.И. Ожегова читаем: «Поддержка – помощь, соде ...

Наблюдение за взаимоотношениями детей в игре и вне ее
игра дошкольник воспитатель творческий Фотозапись игры детей подготовительной к школе группы Игра «Школа» В игре участвуют 5 детей подготовительной к школе группы В «Школу» предложила поиграть воспитатель детского сада Марина Александровна. Воспитатель: «Ребята, вы уже стали большими, скоро пойдете ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru