Обучение в школе как элемент личностно-ориентированной системы образования

Новое о образовании » Развитие системы личностно-ориентированного обучения в современном школьном образовании » Обучение в школе как элемент личностно-ориентированной системы образования

Страница 2

Принцип личностного подхода определяет положение ребенка в воспитательном процессе, означает признание его активным субъектом этого процесса. В соответствии с таким подходом законы духовного и физического развития, процессы и изменения, происходящие во внутреннем мире ребенка, служат главными ориентирами в воспитательной деятельности. Всестороннее изучение личности выступает необходимым условием успешности воспитания, а ее саморазвитие, формирование субъектных свойств - высшим показателем его эффективности. Личностный подход основывается на том, что каждая личность универсальна, и главной задачей личностно-ориентированного образования становится формирование индивидуальности, создание условий для развития творческого потенциала. Индивидуальность интегрирует все социально ценные свойства личности, придает ей целостность, и ее становление предполагает творческий поиск вариантов развития и воспитания, адекватных ее возможностям и особенностям. Личностный подход позволяет педагогу сформировать ценностные ориентации в воспитании и обучении ребенка, преодолеть отношение к ребенку как "винтику" воспитательно-образовательной системы, вызывающее отчуждение, повысить его активность как субъекта воспитательного процесса, расширить границы свободы, жизнетворчества, самоопределения как личности. Важным результатом ориентации воспитания на личностный подход является восстановление разумного отношения между личностью и коллективом, основанного на понимании того, что личность - основа коллектива, а не наоборот.

Принцип ценностно-смысловой направленности образования - создание условий для обретения каждым учащимся смысла своего учения и жизни. Для этого ребенку требуется духовная и нравственная поддержка и помощь. Ее оказывают педагоги, родители, другие взрослые, сотрудничающие с детьми в решении проблем их здоровья, образования, досуга и др. Эта помощь имеет гуманитарный характер, т.е. осуществляется добровольно, адресно, с любовью и уважением к детям, с заботой о растущем человеке, милосердным отношением к нему.

Главная задача, определяемая перед педагогом в рамках личностно-ориентированного образования - это задача постановки ученика в позицию активного субъекта учебной деятельности, организации ее таким образом, чтобы он все более активно и самостоятельно овладевал научными фактами и законами, формировал убеждения, совершенствовал умения и навыки. Школьник же, в рамках учебной деятельности, решает познавательные задачи (учебно-познавательная деятельность), задачи тренировочного характера, смысл которых состоит в том, чтобы сформировать у учащихся умения и навыки, и, также стимулировать ученика к решению ряда задач психологического плана, а именно: возможности взглянуть на себя изнутри и извне, сравнении себя с другими учащимися, критичной оценки своих поступков и поведения, умению принимать себя и других со всеми положительными и отрицательными чертами характера, умению управлять собой через постоянное влияние на жизненные и учебные ситуации, преодолению собственных эмоциональных барьеров.

Все это становится возможным из-за того, что система личностно-ориентированного образования полностью соответствует комплексу индивидуальных способностей ученика. Поэтому ученик сознательно или стихийно мобилизует свои ценные для этой системы качества, в то же время компенсирует те, которые препятствуют достижению успеха. В процессе такой деятельности у него вырабатывается склонность к систематичности, основательности в работе, происходит присвоение таких черт характера, как любовь к учению, умение быстро входить в работу, умение отдыхать в перерывах между делом, концентрация внимания, спокойствие, умение ладить с людьми, уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим.

В школьные годы становление личности происходит, прежде всего, в познавательной деятельности, в процессе взаимодействия учения и преподавания, когда одни участники приобретают опыт, а другие создают благоприятные условия для освоения социального опыта, который отражен в содержании образования (опыт предметной, репродуктивной и творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностных отношений). Каждый из субъектов (учитель и ученик) имеет свои функции в этой взаимосвязанной деятельности. Но задача первого в новых условиях состоит не столько в сообщении знаний, сколько в создании условий для возникновения, проявления, интенсивного развития познавательной активности каждого школьника. Задача ученика заключается в том, чтобы овладеть способами познавательной деятельности путем усвоения системы знаний и умений, обретения опыта эмоционально-ценностных отношений.

Страницы: 1 2 3 4 5


Актуально о образовании:

Анализ поведения конфликтующих сторон и посредника
Как уже здесь говорилось, усилия по разрешению конфликта могут прилагать не только непосредственно втянутые в него лица, но и своего рода люди со стороны - посредники. А им иногда удается сделать гораздо больше, чем представителям конфронтующих сторон. Почему же так происходит? Проанализировав ряд ...

Проявляются ли элементы сотворчества в руководстве творческими играми
Руководство творческими играми — один из самых сложных разделов методики дошкольного воспитания. Педагог не может заранее предвидеть, что придумают дети и как они будут вести себя в игре. Но это не значит, что роль воспитателя в творческой игре менее активна, чем на занятиях или в играх с правилами ...

Наблюдения за земноводными
Появление лягушек регистрируется днем обнаружения первых особей. Первый "концерт" отмечают, когда впервые услышат кваканье озерных и зеленых лягушек в вечерние часы. Признаком начала икрометания служит появление студенистых комочков икры на поверхности водоема. Отмечают и первое появление ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru