Обучение в школе как элемент личностно-ориентированной системы образования

Новое о образовании » Развитие системы личностно-ориентированного обучения в современном школьном образовании » Обучение в школе как элемент личностно-ориентированной системы образования

Страница 4

Основным элементом образовательного процесса был и остается урок, но в системе личностно-ориентированного обучения существенно меняется его функция и форма организации. Личностно-ориентированный урок - это не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъектному опыту школьников как опыту их собственной жизнедеятельности.

Основной замысел личностно ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание субъектного опыта учеников по рассматриваемой теме, согласовать его с задаваемым знанием и перевести в соответствующее научное содержание ("окультурить"). Учитель на уроке помогает ученику преодолеть ограниченность его субъектного опыта, существующего часто в виде разрозненных представлений, относящихся к различным областям знания, переводя этот опыт на научно-значимые образцы. Готовясь к уроку, учитель должен продумать не только, какой материал, он будет сообщать на уроке, но и какие содержательные характеристики по поводу этого материала возможны в субъектном опыте учащихся (как результат их предшествующего обучения у разных учителей и собственной жизнедеятельности).

Важна при этом и форма обсуждения детских "версий". Она не должна быть жесткой, в виде оценочных ситуаций ("правильно-неправильно"). Задача учителя - выявить и обобщить "версии" учеников, выделить и поддержать те из них, которые наиболее адекватны научному содержанию, соответствуют теме урока, целям и задачам того или иного предмета.

Цель педагога в рамках личностно-ориентированного урока - создание условий для проявления познавательной активности учеников, способствование эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта, стремление выявить реальные интересы детей, индивидуальная работа с каждым учеником, помощь детям в самостоятельном планировании своей деятельности, обучение детей самостоятельной критичной оценке результатов собственной работы и выработке правил поведения, формирование в детях стремления обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения, способствование воспитанию в личности ребенка гуманистических качеств, культурной, этнической и исторической самоидентификации.

Средствами для достижения учителем этой цели в ходе урока и его организации является использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся; создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ, использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания; оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения; поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; предоставление возможности для естественного самовыражения ученика.

Для обеспечения успешного проведения личностно-ориентированного урока учитель, еще в процессе организации урока, должен помнить, что учебный материал должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения. Изложение знаний педагогом в ходе урока должно быть направлено не только на увеличение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на обогащение личного опыта каждого ученика. В ходе обучения учителю необходимо добиться постоянного согласования опыта ученика с научным содержанием задаваемых знаний. Учебный материал должен быть организован педагогом та ким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач. Необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала. Педагогу важно обеспечивать контроль и оценку не только результата, но, главным образом, процесса учения.

Страницы: 1 2 3 4 5


Актуально о образовании:

Результаты исследования особенностей межличностных отношений в группе сверстников младшего школьного возраста
Проведение социометрического исследования среди детей III-го класса, в количестве 15 человек, Лотошинской средней образовательной школы Лотошинского района, показало следующие данные, представленные в социометрической матрице. Таблица 2.1. Социометрическая матрица результатов выборов Имена учеников ...

Суть и цели Болонского процесса
Суть Болонского процесса заключается в формировании единого европейского образовательного пространства и общеевропейской системы образования, которая будет достигнута за счет использования основных положений этой системы. Принципы Болонской декларации: Введение общепонятных, сравнимых квалификаций ...

Особенности развития и воспитания старших школьников
Старший школьный возраст — это период ранней юности, характеризующийся наступлением фи­зической и психической зрелости. Однако процесс лич­ностного формирования учащихся этого возраста проис­ходит не гладко, имеет свои противоречия и трудности, которые, несомненно, накладывают отпечаток на процесс ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru