Обучение в школе как элемент личностно-ориентированной системы образования

Новое о образовании » Развитие системы личностно-ориентированного обучения в современном школьном образовании » Обучение в школе как элемент личностно-ориентированной системы образования

Страница 4

Основным элементом образовательного процесса был и остается урок, но в системе личностно-ориентированного обучения существенно меняется его функция и форма организации. Личностно-ориентированный урок - это не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъектному опыту школьников как опыту их собственной жизнедеятельности.

Основной замысел личностно ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание субъектного опыта учеников по рассматриваемой теме, согласовать его с задаваемым знанием и перевести в соответствующее научное содержание ("окультурить"). Учитель на уроке помогает ученику преодолеть ограниченность его субъектного опыта, существующего часто в виде разрозненных представлений, относящихся к различным областям знания, переводя этот опыт на научно-значимые образцы. Готовясь к уроку, учитель должен продумать не только, какой материал, он будет сообщать на уроке, но и какие содержательные характеристики по поводу этого материала возможны в субъектном опыте учащихся (как результат их предшествующего обучения у разных учителей и собственной жизнедеятельности).

Важна при этом и форма обсуждения детских "версий". Она не должна быть жесткой, в виде оценочных ситуаций ("правильно-неправильно"). Задача учителя - выявить и обобщить "версии" учеников, выделить и поддержать те из них, которые наиболее адекватны научному содержанию, соответствуют теме урока, целям и задачам того или иного предмета.

Цель педагога в рамках личностно-ориентированного урока - создание условий для проявления познавательной активности учеников, способствование эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта, стремление выявить реальные интересы детей, индивидуальная работа с каждым учеником, помощь детям в самостоятельном планировании своей деятельности, обучение детей самостоятельной критичной оценке результатов собственной работы и выработке правил поведения, формирование в детях стремления обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения, способствование воспитанию в личности ребенка гуманистических качеств, культурной, этнической и исторической самоидентификации.

Средствами для достижения учителем этой цели в ходе урока и его организации является использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся; создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ, использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания; оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения; поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; предоставление возможности для естественного самовыражения ученика.

Для обеспечения успешного проведения личностно-ориентированного урока учитель, еще в процессе организации урока, должен помнить, что учебный материал должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения. Изложение знаний педагогом в ходе урока должно быть направлено не только на увеличение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на обогащение личного опыта каждого ученика. В ходе обучения учителю необходимо добиться постоянного согласования опыта ученика с научным содержанием задаваемых знаний. Учебный материал должен быть организован педагогом та ким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач. Необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала. Педагогу важно обеспечивать контроль и оценку не только результата, но, главным образом, процесса учения.

Страницы: 1 2 3 4 5


Актуально о образовании:

Изложение материала учителем и самостоятельная работа учащихся
К изучению органической химии учащиеся приступают после занятий неорганической химией. У них уже имеется сравнительно богатый запас конкретных представлений о веществах и химических реакциях, ими усвоены общие понятия науки, изучены ее фундаментальные законы и теории. Тем самым они подготовлены к б ...

Специфика специализированного технического образования
С древних времён Россия славилась своими кружевами. Первое упоминание о них относится к XIII веку. Старинные образцы русских кружев сплетены из крученных золотых и серебряных ниток и цветного шёлка. Ими отделывались церковные и светские одежды. В Кукарке кружевное дело зародилось в XVIII веке. Суще ...

Формирование у учащихся умения самостоятельно пополнять знания
В настоящее время большую актуальность приобретает развитие у учащихся на уроках химии умения самостоятельно пополнять свои знания. Решение этой педагогической проблемы требует от учителя повышения всего научно-методического уровня обучения, оптимального использования внутри- и межпредметных связей ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru