Обучение в школе как элемент личностно-ориентированной системы образования

Новое о образовании » Развитие системы личностно-ориентированного обучения в современном школьном образовании » Обучение в школе как элемент личностно-ориентированной системы образования

Страница 4

Основным элементом образовательного процесса был и остается урок, но в системе личностно-ориентированного обучения существенно меняется его функция и форма организации. Личностно-ориентированный урок - это не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъектному опыту школьников как опыту их собственной жизнедеятельности.

Основной замысел личностно ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание субъектного опыта учеников по рассматриваемой теме, согласовать его с задаваемым знанием и перевести в соответствующее научное содержание ("окультурить"). Учитель на уроке помогает ученику преодолеть ограниченность его субъектного опыта, существующего часто в виде разрозненных представлений, относящихся к различным областям знания, переводя этот опыт на научно-значимые образцы. Готовясь к уроку, учитель должен продумать не только, какой материал, он будет сообщать на уроке, но и какие содержательные характеристики по поводу этого материала возможны в субъектном опыте учащихся (как результат их предшествующего обучения у разных учителей и собственной жизнедеятельности).

Важна при этом и форма обсуждения детских "версий". Она не должна быть жесткой, в виде оценочных ситуаций ("правильно-неправильно"). Задача учителя - выявить и обобщить "версии" учеников, выделить и поддержать те из них, которые наиболее адекватны научному содержанию, соответствуют теме урока, целям и задачам того или иного предмета.

Цель педагога в рамках личностно-ориентированного урока - создание условий для проявления познавательной активности учеников, способствование эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта, стремление выявить реальные интересы детей, индивидуальная работа с каждым учеником, помощь детям в самостоятельном планировании своей деятельности, обучение детей самостоятельной критичной оценке результатов собственной работы и выработке правил поведения, формирование в детях стремления обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения, способствование воспитанию в личности ребенка гуманистических качеств, культурной, этнической и исторической самоидентификации.

Средствами для достижения учителем этой цели в ходе урока и его организации является использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся; создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ, использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания; оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения; поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; предоставление возможности для естественного самовыражения ученика.

Для обеспечения успешного проведения личностно-ориентированного урока учитель, еще в процессе организации урока, должен помнить, что учебный материал должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения. Изложение знаний педагогом в ходе урока должно быть направлено не только на увеличение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на обогащение личного опыта каждого ученика. В ходе обучения учителю необходимо добиться постоянного согласования опыта ученика с научным содержанием задаваемых знаний. Учебный материал должен быть организован педагогом та ким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач. Необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала. Педагогу важно обеспечивать контроль и оценку не только результата, но, главным образом, процесса учения.

Страницы: 1 2 3 4 5


Актуально о образовании:

Тренинг "Развитие творческих способностей педагога"
Задачи: 1. Осознание участниками своих личностных особенностей и творческих возможностей; 2. Овладение приёмами преодоления сомнений, уверенности в своих силах; 3. Создание в группе атмосферы психологического комфорта. "Аллитерация имени" (упражнение) Участники садятся в круг так, чтобы х ...

Субъекты воспитательного процесса
Объективный воспитательный процесс представляет собой широкое, многостороннее взаимодействие детей как активных субъектов деятельности с окружающей природно-социальной средой, прежде всего со взрослыми людьми. В этом взаимодействии дети являются одновременно субъектом самоизменения и объектом возде ...

Современные подходы к уроку естествознания в младших классах
Основными признаками современного урока можно назвать следующие: 1. Урок должен быть направлен на выполнение социального заказа общества. 2. Вся деятельность учителя и ученика должна осуществляться с учетом новейших достижений психологии и педагогики. 3. Наличие многоплановых целей. 4. Постановка и ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru