Концептуальные основы развития самостоятельной работы студентов

Страница 1

За последние несколько лет как результат пробуждения творческой инициативы, демократизации и определения права на существование альтернативных позиций и взглядов начали интенсивно разрабатываться новые концепции обучения студентов. В этих концентрациях все чаще обращаются к студенту как субъекту учебной деятельности, как к личности, которая стремится к самоопределению и самореализации.

Рисунок 1 Структура самостоятельной работы

Мы предлагаем вариант концепции организации самостоятельной работы студентов. Изложенная в ней система взглядов на обучение может быть использована как отправной момент создания методов обучения с учетом условий конкретных учебных заведений.

Довольно широко распространенно мнение о том, что образование традиционно ориентировалось на личность не больше, чем декларация. Приоритетом всегда был тот продукт, который от личности можно получить, реализация моделей поведения, выполнение определенных социальных функций и т.п. Даже привлекательная и долгие годы господствующая идея активизации учения, соответственно с которой личностный потенциал студента используется для усвоения определенного извне содержания, служит одним из подтверждений того, что личность рассматривается как средство для достижения других целей. Критичность, субъектность и прочие собственно личностные качества студента пока еще не рассматриваются как самоценность.

Личностный подход предусматривает освобождение от функционализма. Это подход к личности как к целостности, считая, что любые проявления личности, то есть состояние или свойства, действия и поступки, обусловлены личностью в целом. Именно функционализм принес в педагогику отношение к студенту не как к целостной личности во всем богатстве ее проявлений, со всей ее качественной спецификой, а как к отдельной его функции – студента учебного учреждения – и только.

Показательным этого привода есть выступление одного из преподавателей относительно студента Л.: «Этот студент очень хороший, особенно по ТЭ автомобилей».

В образовательном плане мы имеем на сегодня острые проявления запущенной педагогической болезни, которую вызвала многолетняя ориентация на традиционную функциональную психологию. В ней подходят к личности с позиции анализа и расчленения, установления межфункциональных связей. В особенности часто пользуются методом добавления и составления функций. Если человек просто созерцает природу – это восприятие, когда же к восприятию присоединяется воля, то выходит наблюдение и т.д.

Без сомнения, разнообразные личностные проявления требуют и анализа, и разделения отдельных функций. Но анализ предусматривает синтез, а синтез достигается не сосуществованием и взаимодействием, а рассмотрением структуры личности.

Личностный подход, конечно, не отменяет и не может отменить роль и значения воздействия внешних факторов на личность в учебном процессе, которые выступают мощными факторами со стороны преподавателя. Но тогда правомерной становится постановка вопроса о месте личностной ориентации в системе регуляторов образовательной деятельности общества. Ссылаясь на принцип аналогий и заимствований, воспользуемся основным принципом медицины: «лечить больного, а не болезнь».

Первой научной работой, в которой был четко сформулирован личностный подход, была книга С. Рубинштейна «Основы психологии», которая вышла в 1935 году. Позднее личностный подход нашел отображение в работах Б. Теплова, А. Бодалева, О. Леонтьева, В. Давыдова, К. Платонова и др.

Дифференцированный подход обучения будет иметь разнообразную концептуально-понятийную структуру, не зависимо от того, в рамках предмета какой науки эта концепция рассматривается.

Философия образования, например, исследует личностный подход с помощью категорий субъекта, свободы, саморазвития, диалога, целостности, игры как форм самовыявления личности (И. Зязюн, В. Лутай, Э. Демиденко, М. Сигов и др.)

С позиции психологии концепция обучения обогащается представлениями о функции личности в жизнедеятельности человека, о специфической природе личностного уровня человеческой психики, о смысловой сфере, рефлексии, переживании и диалоге как механизме создания личностного опыта (Л. Анциферова, Г. Ковалев, И. Семенов, И. Якиманская и др.)

Страницы: 1 2 3 4


Актуально о образовании:

Культурная революция в народном образовании
После революции, в 1918 году Кукарке был присвоен статус города (48), город стал называться по решению народного собрания Советском (Приложение 2). За годы советской власти на вятской земле совершена подлинная культурная революция и, прежде всего в области народного образования. В Советском уезде в ...

Чем отличается педагогическая задача от педагогической ситуации
Педагогическая задача – это результат осознания педагогом цели обучения или воспитания, а также условий и способов ее реализации на практике. Педагогическая задача возникает всегда, когда нужно подготовить переход человека от "незнания" к состоянию "знания", от "непонимания ...

Полные факторные планы испытаний
Планирование по схеме полного факторного плана предусматривает реализацию всех возможных комбинаций на каждом из выбранных уровней. Общее количество испытаний , где – количество уровней, – число факторов. , если при каждом сочетании факторов проводится только одно испытание. Если испытания проводят ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru