Как разрешить конфликт

Страница 1

К настоящему времени специалистами разработано немало всевозможных рекомендаций, касающихся различных аспектов поведения людей в ситуациях конфликта, выбора соответствующих стратегий и средств их разрешения, а также управления ими. Важно рассмотреть как действия самих участников конфликта, так и действия, роль посредника, которым может быть и руководитель.

В основу описываемой поведенческой модели положены идеи Р. и Д. Джонсонов, получившие затем распространение в работе Мелибруды Е.

Суть этой модели состоит в следующем: считается, что конструктивное разрешение конфликтов зависит, как минимум, от четырех факторов:

1) открытость и эффективность общения;

2) адекватность восприятия конфликта;

3) создание атмосферы взаимного сотрудничества и доверия;

4) определение существа конфликта.

Что касается адекватности восприятия конфликта, то имеется ввиду достаточно точная, не искаженная личными пристрастиями оценка как собственных действий, намерений, позиций, так и поступков, намерений, позиций оппонентов. А получить такую оценку нелегко. В частности, трудно избежать влияния негативной установки в отношении противной стороны, обнаруживающегося в предвзятости оценки другого. В нем, в его поведении видится и чувствуется только враждебность.

По мнению. Мелибруды Е.: «Это может привести к так называемому самоподтверждающемуся допущению: допуская, что ваш партнер настроен враждебно, начинаешь обороняться от него, переходя в наступление. Видя это, партнер переживает враждебность к нам, и наше предварительное допущение, хотя оно и было неправильным, немедленно подтверждается». Из этого следует, что мы должны быть максимально неторопливыми в своих оценках других людей, особенно если речь идет о конфликте с ними.

Следующий фактор конструктивного разрешения конфликтов - открытость и эффективность общения противодействующих сторон.

Специалисты обращают внимание на такой существенный момент, связанный с разрешением конфликта, как открытое обсуждение проблемы, в ходе которого стороны, не комплексуя и не сдерживая эмоции, честно высказывают свое видение происходящего. Подобная конфронтация способствует прекращению циркуляции всевозможных слухов. Порой открытое выражение взглядов и чувств закладывает основу для построения в дальнейшем доверительных отношений между оппонентами. Вместе с тем, каким бы резким не было столкновение, оппоненты должно решительно исключать проявления хамства.

Открытость общения - это не только бурное излияние чувств, но и конструктивный поиск решения проблемы, «хорошо, если бы каждый из противников мог сообщить оппоненту следующее»:

что я хотел предпринять, чтобы разрешить конфликт?

что я жду со стороны оппанента?

что я собираюсь предпринять, если партнер будет вести себя не так как я предполагаю?

на что я надеюсь если будет достигнуто соглашение?

Если люди готовы к диалогу, если они друг для друга открыты, естественно, создается атмосфера сотрудничества и взаимного доверия.

Фактически любая конфликтная ситуация проблемная и говоря о ее разрешении, мы имеем ввиду разрешение проблемной ситуации. И поскольку в межличностных конфликтах участвуют по меньшей мере двое, речь должна идти о групповом решении проблемы, а оно неизбежно требует сотрудничества участников взаимодействия.

Страницы: 1 2


Актуально о образовании:

Структура педагогических способностей
В настоящее время концепция педагогических способностей, развиваемая Н.В. Кузьминой, представляет собой наиболее полную системную трактовку. В этой концепции все педагогические способности соотнесены с основными аспектами (сторонами) педагогической системы. Сначала коротко рассмотрим некоторые аспе ...

Образовательная реформа Петра Великого
Благодаря Петру в России возникла система профессионального образования. В 1701 г. были созданы навигацкая, пушкарская, госпитальная, приказная и другие школы, находившиеся в ведении соответствующих государственных органов. Кроме того, к 1722 году в разных городах России были открыты 42 так называе ...

Временные и количественные изменения словаря ребенка
Лексика ребенка формируется постепенно в ходе речевого общения окружающих с ребенком и знакомства с окружающим миром. Л.И. Белякова, обобщая данные изучения речевого и психомоторного развития детей от 0 до 5 лет, свидетельствует: 0 -1,5 месяца жизни – период интенсивного интонационного обогащения к ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru