К настоящему времени специалистами разработано немало всевозможных рекомендаций, касающихся различных аспектов поведения людей в ситуациях конфликта, выбора соответствующих стратегий и средств их разрешения, а также управления ими. Важно рассмотреть как действия самих участников конфликта, так и действия, роль посредника, которым может быть и руководитель.
В основу описываемой поведенческой модели положены идеи Р. и Д. Джонсонов, получившие затем распространение в работе Мелибруды Е.
Суть этой модели состоит в следующем: считается, что конструктивное разрешение конфликтов зависит, как минимум, от четырех факторов:
1) открытость и эффективность общения;
2) адекватность восприятия конфликта;
3) создание атмосферы взаимного сотрудничества и доверия;
4) определение существа конфликта.
Что касается адекватности восприятия конфликта, то имеется ввиду достаточно точная, не искаженная личными пристрастиями оценка как собственных действий, намерений, позиций, так и поступков, намерений, позиций оппонентов. А получить такую оценку нелегко. В частности, трудно избежать влияния негативной установки в отношении противной стороны, обнаруживающегося в предвзятости оценки другого. В нем, в его поведении видится и чувствуется только враждебность.
По мнению. Мелибруды Е.: «Это может привести к так называемому самоподтверждающемуся допущению: допуская, что ваш партнер настроен враждебно, начинаешь обороняться от него, переходя в наступление. Видя это, партнер переживает враждебность к нам, и наше предварительное допущение, хотя оно и было неправильным, немедленно подтверждается». Из этого следует, что мы должны быть максимально неторопливыми в своих оценках других людей, особенно если речь идет о конфликте с ними.
Следующий фактор конструктивного разрешения конфликтов - открытость и эффективность общения противодействующих сторон.
Специалисты обращают внимание на такой существенный момент, связанный с разрешением конфликта, как открытое обсуждение проблемы, в ходе которого стороны, не комплексуя и не сдерживая эмоции, честно высказывают свое видение происходящего. Подобная конфронтация способствует прекращению циркуляции всевозможных слухов. Порой открытое выражение взглядов и чувств закладывает основу для построения в дальнейшем доверительных отношений между оппонентами. Вместе с тем, каким бы резким не было столкновение, оппоненты должно решительно исключать проявления хамства.
Открытость общения - это не только бурное излияние чувств, но и конструктивный поиск решения проблемы, «хорошо, если бы каждый из противников мог сообщить оппоненту следующее»:
что я хотел предпринять, чтобы разрешить конфликт?
что я жду со стороны оппанента?
что я собираюсь предпринять, если партнер будет вести себя не так как я предполагаю?
на что я надеюсь если будет достигнуто соглашение?
Если люди готовы к диалогу, если они друг для друга открыты, естественно, создается атмосфера сотрудничества и взаимного доверия.
Фактически любая конфликтная ситуация проблемная и говоря о ее разрешении, мы имеем ввиду разрешение проблемной ситуации. И поскольку в межличностных конфликтах участвуют по меньшей мере двое, речь должна идти о групповом решении проблемы, а оно неизбежно требует сотрудничества участников взаимодействия.
Актуально о образовании:
Анализ результатов диагностики особенностей
лексической стороны речи детей контрольной группы
В экспериментальном исследовании с целью изучения особенностей лексической стороны речи у детей 5 - 6 лет мы применили диагностические методики Е.Ф. Архиповой[2] «Исследование семантической структуры слова и лексической системности»: · методика №1 «Классификация понятий», · методика № 2 «Подбор ант ...
Разделение и кооперация труда руководителей дошкольного образовательного
учреждения – основа организации деятельности управляющей системы
Организация в системе управления дошкольным учреждением направлена на формирование не только управляемой, но и управляющей подсистемы, разделение и кооперация труда в которой должны осуществляться на более высоком уровне. Четкое, продуманное разделение и кооперация труда руководителей дошкольного у ...
Сравнение эффективности уроков проводимых в
классической форме и уроков на основе модульной технологии в 9 "А"
классе СШ №40 в 2011–2012 учебном году
Отдельные уроки по химии проводились в двух девятых классах в течение учебного года. В одном классе уроки проводились по модульной технологии, а во втором в классической форме, для того чтобы выявить эффективность двух используемых технологий преподавания. В 9 "А" классе СШ №40 в 2011–201 ...